FLB: Кибератака на сайт «Аэрофлота» завела Генпрокуратуру в «Лабораторию Касперского»
"«Генпрокуратура РФ начала проверку сообщений о том, что сотрудник «Лаборатории Касперского» получил взятку за проведение экспертизы по уголовному делу о DDoS-атаке на сайт компании Assist, из-за которой пострадал «Аэрофлот», – сообщает 5 марта
Соответствующий запрос на имя генпрокурора Юрия Чайки и директора ФСБ Александра Бортникова направил депутат Госдумы Максим Шингаркин (ЛДПР)».
«Максим Шингаркин отмечает, что «Лаборатория Касперского» претендует на киберзащиту крупных ядерных и промышленных объектов, поэтому ни компания, ни правоохранительные органы не должны игнорировать подозрения в коррупции в адрес Ануфриева. Если обвинения беспочвенны, написал депутат в запросе, их легко опровергнуть, а если они имеют «малейшие юридически значимые основания», то «Лаборатории Касперского» нужно провести расследование и исключить из своих рядов «потенциальных агентов международной киберпреступности», – сообщает в понедельник
Уголовное дело, о котором говорится в запросе Шингаркина, было возбуждено в 2011 году в отношении владельца платежной системы Chronopay Павла Врублевского. По версии следствия, Врублевский заказал DDoS-атаку на сайт своего конкурента, компании Assist. Тогда из-за действий злоумышленников сайт Assist не работал 9 дней, из-за чего пострадала, в частности, авиакомпания «Аэрофлот».
Врублевский в октябре 2011 года
Сама атака проходила с 15 по 24 октября 2008 года, однако Генпрокуратура, рассказывая об уголовном деле, по всей видимости, ошиблась и «перенесла» атаку на июль 2010 года (дни остались теми же)».
«Основанием для запроса Максима Шингаркина, судя по всему, стали
Если проверка правооханительных органов даст положительный результат, и по доказательной базе обвинений против Врублевского и братьев Артимовичей, и по репутации «Лаборатории Касперского» будет нанесён значительный удар».
«Один из фигурантов уголовного дела о DDOS-атаке на сайт "Аэрофлота", состоявшейся в июле 2010 года, Дмитрий Артимович опубликовал в своем блоге доводы в пользу дискредитации технической экспертизы "Лаборатории Касперского", – сообщало в начале февраля
Кроме того, Артимович уверяет, что "Лаборатории Касперского" по закону вообще не могла выступать экспертом, так как является заинтересованной стороной в деле о хакерской атаке – компания осуществляла защиту подвергшихся атаке серверов на платной основе.
Также выяснилось, пишет Артимович, что в материалах дела три раза буквально менялся цвет с черного на белый – и наоборот пакетов, в которые были упакованы ноутбуки. В результате изъяты и упакованные в белые бумажные пакеты ноутбуки братьев Артимовичей следствием ФСБ России превратились в черные полиэтиленовые пакеты (в другом документе – бумажные), когда оказались в Лаборатории Касперского.
Напомним, что это не единственный скандал вокруг уголовного дела о DDOS-атаке на сайт "Аэрофлота". В январе 2013 г. адвокат обвиняемого в организации атаки Павла Врублевского Людмила Айвар обратилась в Тушинский суд Москвы с заявлением о несовпадении номеров и дат документов, рассекреченных Центром информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ России и документов, представленных суду представителем Генеральной прокуратуры. В результате сторона обвинения была вынуждена взять тайм-аут для выяснения обстоятельств, при которых стала возможной путаница с документами.
В начале февраля один из братьев Артимовичей отказался от услуг своего адвоката Ларисы Мове. Главной причиной стала позиция защитницы, настаивавшей на признательных показаниях, хотя сама она успела заявить в прессе о том, что не видит в деле состава уголовного преступления.
Вслед за этим Дмитрий Артимович выложил в своем блоге 1051 СМС с угрозами, полученными им во время проведения следствия с требованием выдать некие исходные коды. Он утверждает, что "дело было сфабриковано".
Давление на обвиняемых, по их словам, усилилось еще больше после того, как они в ходе судебных заседаний поставили под сомнение техническую экспертизу, проведенную экспертом Лаборатории Касперского Григорием Ануфриевым как раз по тем исходным кодам которые до экспертизы требовали в СМС угрозах, причем СМС с угрозами прекратились одновременно с назначением экспертизы.
В выводах эксперта защита обнаружила множество нарушений и несоответствий при отсутствии научного обоснования обвинительных выводов заключения. К примеру, на вопрос защиты о том, каким образом вирус, при помощи которого по версии следствия осуществлялась хакерская атака, связан с исходным кодом, якобы обнаруженным в ноутбуке одного из обвиняемых, эксперт посоветовал читать молитву "Отче наш". Саму экспертизу один из наиболее авторитетных в мире российских программистов, специалист в области компьютерной безопасности и реверс-инжиниринга Крис Касперски (McAfee) назвал в ведущем форуме для программистов России RSDB "бредом сивой кобылы". До его комментария именно на него и его "школу" и ссылался в своем выступлении в суде сам эксперт Ануфриев».
18 февраля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Око за око» говорилось: «генеральный директор ЗАО "Лаборатория Касперского" Евгений Касперский предъявил гражданский иск к обвиняемым по делу о похищении его сына, – сообщили в Хорошевском суде Москвы.
Касперский в понедельник дал суду показания и поддержал предъявленный иск.
"Сумма иска аналогична выкупу. Я считаю, что именно такой мне был причинен ущерб. Был нанесен серьезный моральный ущерб и косвенный материальный: новость была широко освещена в западных СМИ, ко мне до сих пор подходят и спрашивают, как мой сын. Ущерб был нанесен не только мне моральный, но и стране репутационый", – сказал Касперский. При этом он отметил, что пока над иском еще ведется работа и впоследствии он, возможно, будет изменен.
Обвиняемый Савельев-старший попросил у Касперского прощения и поблагодарил его за достойное поведение.
Касперский сказал, что неоднократно говорил сыну о недопустимости выкладывать в социальные сети информацию личного характера, а именно номера телефонов и адреса, однако он пренебрег его советами. После произошедшего, сообщил Касперский, все члены его семьи приняли меры для того, чтобы обезопасить себя и воспользовались охраной.
Потерпевший на вопрос адвокатов, как давно он общался с сыном, сообщил, что контакт с ребенком у него потерян.
"То, что я потерял с ним (сыном) контакт, главная причина этого – похищение. Я фактически потерял сына", – сказал он.
Касперский добавил, что не знает, каково было эмоциональное состояние его сына после произошедшего”, – сообщало агентство
Еще о похищении: «Насилие и секс» в деле Касперского», «Следствие скрыло “тайны” ФСО от обвиняемых», “Киднеппер из ФСО провел спецоперацию “Приговор”, «Предаукционная «спецоперация»."