Не списывать со счетов - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Не списывать со счетов

7 июня 2010
25

Не списывать со счетов

 

Изображение внутри записи
Фото ИТАР-ТАСС

Interfax-Russia.ru – Польские СМИ обвиняют российское оцепление на месте крушения "Ту-154" под Смоленском в мародерстве. МВД называет такие обвинения "циничными и кощунственными".

Без вины виноватые

Самолет с большой польской делегацией во главе с президентом Польши Лехом Качиньским, летевшей в Катынь, рухнул утром 10 апреля под Смоленском. Все 96 человек, находившиеся на его борту, погибли. По предварительной информации, самолет упал по вине пилотов. Вскоре после трагедии место катастрофы оцепила милиция, ОМОН, подразделения внутренних войск МВД РФ. Теперь именно их польская сторона обвиняет в том, что пропали деньги некоторых погибших.

О том, что в оцеплении были люди, которые использовали свое положение не по назначению, сообщил ряд СМИ со ссылкой на пресс-секретаря правительства Польши Павела Грася.

Он утверждал, что три омоновца решили поживиться прямо на месте авиакатастрофы. Среди обломков польского борта №1 они подобрали карту одного из погибших пассажиров и поспешили снять с нее деньги. Пока родственники обнаружили кражу, милиционеры еще дважды влезали в виртуальный карман покойного, в общей сложности обналичив 1700 долларов (по курсу в злотых).

По словам того же Грася, после обращения польских спецслужб в России задержаны трое омоновцев, которые якобы подозревались в использовании кредитной карточки польского чиновника, погибшего в авиакатастрофе под Смоленском. Российские силовики вычислили мародеров сразу же после обращения поляков. Задержанные в данное время находятся под стражей до суда, заявил Грась.

Ранее польская газета "Речь Посполита", сообщила, что со счета генсека Совета охраны памяти борьбы и мученичества Анжея Пшевозника действительно исчезли деньги.

Между тем, в МВД посчитали такие обвинения в адрес людей, работавших в оцеплении, циничными, а информацию о краже личных вещей погибших опровергли.

"Эта информация не соответствует действительности. Никто из сотрудников смоленской милиции не задерживался в связи с совершением описанных в растиражированной в СМИ информации деяний", – сообщили в пресс-центре МВД.

В ведомстве подчеркнули, что сотрудники смоленской милиции были в числе первых, кто прибыл на место трагедии, и с первых минут принимали самые активные действия по ликвидации последствий катастрофы и обеспечению безопасности места происшествия.

"Основные задачи органов внутренних дел в такой ситуации – охрана места происшествия, обеспечение общественного порядка вблизи места трагедии, оказание первой медицинской помощи пострадавшим, организация движения автотранспорта. Милицейское оцепление было выставлено достаточно быстро, что позволило не допустить к месту трагедии посторонних лиц и сохранить вещественные доказательства", – отмечают в МВД.

В сообщении говорится, что первоначально было задействовано 250 милиционеров, всего же в мероприятиях на месте трагедии на протяжении нескольких дней приняли участие около 1000 сотрудников органов внутренних дел, в том числе 400 сотрудников УВД по Смоленску, патрульно-постовой службы, ОМОНа, отряда милиции специального назначения, а также сотрудники ГИБДД.

"Действия смоленской милиции на каждом порученном участке работы получили положительную оценку, с поставленной задачей они справились достойно, нареканий в их адрес не поступило", – заявляет пресс-центр МВД.

В МВД напомнили, что 8 мая в посольстве Польши исполняющий обязанности президента Польши, маршал сейма Бронислав Коморовский наградил четверых смоленских милиционеров офицерским орденом "За заслуги перед Республикой Польша" за работу при ликвидации последствий авиакатастрофы и расследовании ее причин.

"В этой связи выдвинутые в адрес смоленских милиционеров обвинения видятся тем более кощунственными и циничными", – подчеркивают в ведомстве.

Некоторые СМИ предположили, что поляки могли перепутать ОМОНоцвев с солдатами внутренних войск из оцепления, и преступление совершили последние. Однако вскоре со своим опровержением выступило командование Внутренних войск МВД РФ. Там заявили, что "подобные сообщения не соответствуют действительности".

В УВД по Смоленской области факт задержания ОМОНовцев опровергли. Позже оказалось, что в УВД вообще не поступали обращения с просьбой о содействии в расследовании хищений денег со счетов членов польской делегации, погибших в авиакатастрофе самолета президента этой страны 10 апреля.

"Насколько мне известно, не поступали такие обращения польской стороны нашему руководству, поскольку в этом случае мы обязательно были бы поставлены об этом в известность и получили соответствующие задачи", – заявил первый заместитель начальника УВД по Смоленской области, начальник криминальной милиции Николай Турбовец.

Он сказал, что внимательно познакомился с появившимися в некоторых СМИ сообщениями об "омоновцах-мародерах".

"Например, сообщается, что впервые деньги были сняты с карточки 10 апреля, то есть в день трагедии. Это совершено невозможно, поскольку ни один сотрудник УВД, ни один боец внутренних войск не покидал определенного ему места", – сообщил Турбовец.

Он также подтвердил, что к охране места трагедии привлекался отряд специального назначения "Меркурий", базирующийся в Смоленской области, однако никто из бойцов не был задержан или арестован.

"Наши сотрудники участвовали в охране месте происшествия. Никто из них вообще не производил никаких работ непосредственно на месте трагедии, не контактировал с телами погибших и их имуществом", – добавил Турбовец.

Некоторые российские политологи связывают подобные обвинения с грядущими 20 июня выборами нового президента Польши и с обострением политической борьбы.

Право без порядка

Связаны ли исчезновения денежных средств погибших поляков с работой оцепления в вышеописанном случае пока неясно. Впрочем, случаи мародерства в условиях трагедий в нашей стране, к сожалению, не редкость.

Так, например, один из последних нашумевших случаев был также связан с авиакатастрофой – падением "Боинга-737" в Перми в 2008 году.

В ночь на 7 октября 2008 года сотрудник ОВД по Дзержинскому району города, младший инспектор по вооружению Константин Плешивых похитил из опечатанного помещения районного УВД ювелирные украшения и деньги, признанные вещественными доказательствами по уголовному делу о крушении самолета 14 сентября 2008 года. Общая стоимость похищенного тогда составила 100 тысяч рублей.

Позднее Дзержинский районный суд Перми признал сотрудника ОВД виновным по статье 158 УК РФ (кража с незаконным проникновением в помещение) и приговорил его к 1,5 годам лишения свободы. Суд учел, что на иждивении обвиняемого находилось трое детей, и что сам он раньше к уголовной ответственности не привлекался.

Другой случай произошел во время другой, уже наземной трагедии. Во время пожара в отделении "Сбербанка" во Владивостоке в январе 2006 года "отличился" один из пожарных. Он успел похитить оттуда два мобильных телефона. Суд спустя три месяца приговорил его к трем годам условно.

Случаи мародерства были и при других громких трагедиях. Так, вскоре после освобождения заложников на Дубровке в октябре 2002 года обнаружилось, что деньги заложников, ранее запротоколированные и описанные, вскоре исчезли. Уголовное дело по этому поводу, как сообщил "Интерфаксу" адвокат Игорь Трунов, возбуждали пять лет. Найти виновных так и не удалось.

Потерпевшие также подали более десятка исков о пропаже вещей. В Замоскворецком суде Москвы удовлетворили только два иска, и то частично. Так, в пользу пострадавшей Екатерины Долгой взыскали штраф в 82 тыс. 720 рублей, а в качестве судебных издержек – 25 тыс. рублей, в пользу семьи погибшего журналиста Максима Михайлова – 9 тыс. 845 рублей плюс за судебные издержки 10 тыс. рублей. Иски о компенсации морального вреда общей суммой более 1 млн рублей не удовлетворили.

Кстати, по мнению адвоката Трунова, наказывать за хищение вещественных доказательств и мародерство необходимо на основании отдельной статьи Уголовного кодекса РФ.

Максимальное наказание по статье 158 УК РФ (кража) – 5 лет. Однако и эта норма, как видно из упомянутых случаев, соблюдается не всегда.

"Зачастую за такие преступления у нас дают либо условные сроки, либо штрафы. Поэтому мы говорим, что в Уголовном кодексе нужна отдельная статья по мародерству, и наказание должно быть более суровое", – считает Трунов.

Возможно, именно тогда искушение ограбить жертву катастрофы будет минимальным. А зарубежные СМИ не будут использовать наши проблемы, чтобы нас в чем-то упрекать.

Тем более что даже полностью вымышленные истории в российской действительности очень часто могут быть внешне похожи на правду.

Обозреватель Алексей Дружников

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.