Компенсации. Какие деньги получат пострадавшие в московском метро
Более 20 человек погибших и полторы сотни пострадавших — таков итог аварии, произошедшей в московском метро в среду. Все пострадавшие, в том числе родственники погибших, должны получить компенсации. Это подтвердили представители властей. Размер компенсаций будет определен в зависимости от целого ряда факторов.
КАКОВЫ ПЕРВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Понятно, что в первые часы после аварии в метро службы скорой помощи, МЧС, часть пострадавших с легкими травами и их близкие были заняты вопросами здоровья людей. Это крайне важно, однако при этом не стоит забывать о том, что не помешает написать письменную претензию метрополитену.
Если вас или ваших близких, получивших серьезные травмы, отправили в больницу, где вами займутся врачи — это одна ситуация. В случае относительно легкой травмы вы можете, поддавшись эмоциям, отказаться от обращения к врачу, что будет неправильно. Поскольку врач определит тяжесть ущерба, нанесенного вашему здоровью, а от этого в немалой степени зависит, в частности, размер последующей компенсации.
КТО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ КОМПЕНСАЦИИ
Родственники погибшего. В случае гибели человека его родственники могут взыскать с государства расходы на погребение, в том числе на установку памятника и поминки. Они могут также предъявить иск по утрате кормильца и требовать назначить соответствующую пенсию. Это касается разных категорий — детей, нетрудоспособных иждивенцев, престарелых родителей и других.
Пострадавшие также могут обратиться в суд с требованием о выплате компенсации морального вреда, расходов на лечение, а также потребовать возвратить юридические издержки. То есть расходы на адвоката должны быть погашены в любом случае ответственной организацией — метрополитеном.
КАКОВ РАЗМЕР КОМПЕНСАЦИЙ
Понятно, что размер компенсации зависит от размера ущерба. Близкие погибших, как объявили власти, получат по одному миллиону. Размер компенсаций для пострадавших с относительно легкими травмами может колебаться от десятков тысяч до сотни-двух тысяч рублей.
В 2012 году на перегоне между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Охотный ряд» дважды загорелся силовой кабель, что привело к сильному задымлению. Пострадавшая женщина хотела получить от суда более 3 млн рублей. Суд ей, как рассказал интернет-порталу bfm.ru адвокат Игорь Трунов, определил компенсацию в 150 тыс. рублей — на лечение и компенсацию морального вреда.
Если человек просто испытал психологический шок, то ему нужно будет обратиться в медучреждение, чтобы ему поставили диагноз. Может быть, у него обострились хронические заболевания или он стал нуждаться в услугах психотерапевта. Если пострадавший представит суду реальные и весомые документы, то есть шанс что-то взыскать. Но это будут тысячи или десятки тысяч, не более, считает один из экспертов.
КАКИЕ ЕСТЬ РИСКИ
В Обществе защиты прав потребителей считают, что можно добиться компенсации в досудебном порядке, но это редкость. В судебном рассмотрении шансы что-то получить — реальны, ведь нанесен очевидный ущерб физлицу. Большая проблема, правда, в другом, — получить от метрополитена, муниципального предприятия, достойную компенсацию сложно. Это требует времени, терпения и воли от самой власти.
Сам по себе судебный процесс длительный, на который могут уйти месяцы и даже годы. Стоит ли на него идти — это решать самому исцу, отмечает Михаил Аншаков, глава Общества защиты прав потребителей. При этом идти в суд надо, имея на руках реальные доказательства.
Один из адвокатов — Евгений Черноусов — отмечает, что не стоит удивляться, если придется самостоятельно собирать «доказательства», хотя по закону пострадавший не обязан этого делать. Таковыми, по словам адвоката, являются свидетельские показания родственников, близких, коллег по работе, работников бригады скорой помощи, телефонные звонки, которые были совершены сразу после аварии, а также видеозапись с камер наблюдения станций метрополитена.
Какие компенсации получат погибшие и пострадавшие, насколько они будут справедливыми, а также какое наказание понесут реальные виновники аварии, общество сможет узнать, как хочется ожидать, в ближайшие месяцы.