Защитный рефлекс - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Защитный рефлекс

21 марта 2012
56

Изображение внутри записиБывший адвокат пытается через суд вернуться в третью власть

Несмотря на то что руководство Верховного суда демонстративно призывает опытных юристов, и адвокатов в том числе, в ряды служителей Фемиды, профессиональным защитникам не так просто примерить на себя мантию. Тот факт, что судейское сообщество с большой настороженностью относится к своим извечным оппонентам, наглядно подтвердил вчерашний процесс в Верховном суде. Бывший судья и бывший депутат Госдумы Борис Замай, посвятивший последние годы адвокатуре, так и не смог доказать, что профпригоден.

Борис Замай специализируется на гражданских и арбитражных делах, у него своя контора с 2004 года. Он был депутатом Госдумы первого созыва, а до этого — судьей Белгородского областного суда. В сентябре прошлого года он увидел объявление Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о конкурсе на замещение вакантной должности судьи Верховного суда РФ и решил, что хочет вернуться в систему. Свое заявление на тот конкурс помимо Замая подал и судья Верховного суда Чечни Дмитрий Горбовцов.

Но ВККС отмела обе кандидатуры. В частности, Замай не подошел из-за «недостаточности опыта», а также из-за возражений главы ВС Вячеслава Лебедева. Именно в ВС и пришлось обращаться адвокату, чтобы обжаловать отказ квалификационной коллегии. «Каким требованиям закона не соответствует моя кандидатура? — возмущался вчера Замай. — 21 год я работал в юридической специальности, из них семь лет судьей. Какого же опыта у меня мало?» Адвокат привел несколько наглядных примеров, когда квалифколлегия рекомендовала на должности судей граждан, которые и вовсе никогда не имели опыта работы в суде.

Но у ВККС нашлись и другие доводы против его кандидатуры. «Вы, организовав адвокатскую коллегию, сами мало участвуете в судебных заседаниях. И на должности судьи были менее семи лет, — объяснила официальный представитель коллегии Светлана Филипчик. — В последнее время вы не участвовали в рассмотрении уголовных дел, у вас узкая специализация — арбитражные дела».

В итоге ВС признал, что коллегия правомерно отказала претенденту. Правда, представитель ВККС напомнила адвокату, что каждый провалившийся кандидат вправе снова участвовать в конкурсе. Именно так Замай и поступил: поскольку конкурс был объявлен вновь, он опять подал заявление. «В должности судьи я могу сделать больше, чем работая адвокатом», — пояснил он «МН».

Многие юристы считают эту ситуацию типичной: судейское сообщество, как и общество в целом, относится к адвокатам с предубеждением, в защитниках видит не столько профессионалов-юристов, сколько людей, «решающих вопросы». «Адвокат в восприятии детей в США — это человек, который помогает выявить истину, а наши школьники объясняют: «Адвокат — это тот, кто помогает преступнику уйти от ответственности», — приводил пример президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. С ним соглашается известный адвокат Игорь Трунов. «Адвокатам в судейский корпус дорога закрыта, — сказал он «МН». — Есть даже негласное правило: если в семье один из супругов адвокат, а второй — судья, то судью рано или поздно уволят с работы. И такие случаи были». По мнению Трунова, причина неприятия адвокатов третьей властью — «навязанное обществу глупое мнение о том, что адвокат помогает преступнику».

Официальные представители третьей власти утверждают, что никаких предубеждений у служителей Фемиды нет. Более того, глава ВС Вячеслав Лебедев не раз заявлял, что «стоит подумать о расширении общегражданской сферы работы юристов, которые привлекаются к работе судов». Лебедев заметил, что «с удовольствием бы видел в судейском корпусе некоторых адвокатов — этих замечательных образованных людей».

Пресс-секретарь ВС Павел Одинцов в беседе с корреспондентом «МН» подчеркнул, что специфика юридической деятельности кандидата на должность судьи не повод для отказа, он предположил, что в деле Бориса Замая есть «какие-то субъективные причины». По словам Одинцова, «причастность к адвокатской деятельности не препятствие быть судьей». «Напротив, представители адвокатской профессии желанны в судейском корпусе. Но из многотысячной армии адвокатов к нам идут единицы», — сообщил пресс-секретарь ВС. За последние два года на должность судей пробовали себя 144 адвоката, и положительную оценку ВККС получил каждый третий.

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.