Знания правоохранителей проверят - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Знания правоохранителей проверят

23 февраля 2012
83

Ассоциация юристов хочет экзаменовать судей, прокуроров и следователей

Изображение внутри записиРуководство Ассоциации юристов России призывает ввести единый квалификационный экзамен для всех, кто имеет отношение к праву: прокуроров, следователей, юристов, трудящихся на госслужбе и в коммерческих организациях и т.д. На съезде АЮР, прошедшем в среду, 22 февраля в Москве, было предложено использовать механизм отсева, который уже применяется при приеме в сообщества судей, адвокатов и нотариусов – функцию экзаменатора члены АЮР готовы взять на себя. Идею «единого профессионального экзамена» на днях публично поддержал министр образования Андрей Фурсенко, и, с некоторыми оговорками, премьер и кандидат в президенты Владимир Путин.

На съезде Ассоциации юристов тему единого негосударственного экзамена для имеющих отношение к праву первым поднял завкафедрой адвокатуры международно-правового факультета МГИМО Алексей Клишин. «В большинстве зарубежных государств существует система общественного контроля со стороны юридической корпорации по качеству подготовки специалистов, и, на наш взгляд, это оправдано», – заметил профессор Клишин. У нас сейчас «квалификационные экзамены, как мы знаем, применяются только в нескольких сферах: это судебная система, адвокатура и нотариат», напомнил Клишин. Зато при приеме на работу в прокуратуру, в полицию и другие правоохранительные органы, а также при поступлении на госслужбу, «да и, собственно, при устройстве юристов в коммерческую организацию», такого рода «цеховая проверка» не проводится. И это, по мнению Алексея Клишина и его коллег по АЮР, создает некий перекос в качестве отбора юридических кадров.

«У нас сложились определенные представления, как проводить эти экзамены «по вхождению в профессию», – сообщил Клишин. Один из возможных вариантов: введение единого квалификационного экзамена – «в качестве добровольного испытания для подтверждения квалификации юриста». Экзамены могут быть организованы на базе АЮР, с обязательным участием представителей работодателя и вуза, который выдавал диплом. «Мы предлагаем, чтобы председателем экзаменационной комиссии был представитель АЮР», – добавил профессор Клишин.

«Экзамен должен проходить без представителей вузов – они не имеют ни малейшего отношения к этому – и без работодателей, – вступил в полемику другой делегат съезда АЮР, адвокат и постпред правительства в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский. – Этот единый квалификационный экзамен – своего рода лицензия на допуск к профессии».

По словам Барщевского, если выпускник юрфака пройдет такое цеховое испытание, то дальше он сам должен решать, идти ли ему в судьи, нотариусы, адвокаты или прокуроры.

«Сегодня в кулуарах, до начала съезда, я говорил с председателем Высшего арбитражного суда Антоном Ивановым, и он высказал ту же самую идею», – добавил Барщевский.

Такого же рода проверку, по мнению участников съезда АЮР, должны пройти и уже практикующие юристы. Кроме того, по мнению Барщевского, можно скорректировать и уже существующую практику экзаменовки соискателей должностей судьи, адвоката или нотариуса. «Почему бы не заключить соглашение с Федеральной нотариальной палатой, Федеральной адвокатской палатой, с судами, о том, что этот экзамен принимается Ассоциацией юристов?», – добавил постпред правительства в высших судах.

Но в целом, считает Барщевский, решение вопроса потребует изменения законодательства. «Без государства мы решить его не можем, но с государством, на мой взгляд, у нас сейчас отношения дружеские», – заметил адвокат.

С предложением распространить практику проверки квалификации на все юридические профессии АЮР выступает не впервые. Сравнительно недавно, 18 января, об этом же заявил глава Счетной палаты, сопредседатель Ассоциации юристов Сергей Степашин. «Для повышения качества подготовки юристов необходимо проводить на старших курсах вузов привязку к специализации, а также ввести квалификационные экзамены для уже практикующих юристов», – сказал Степашин на встрече со студентами Тульского госуниверситета.

Председатель АЮР, глава думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников на той же встрече заявил, что, по его мнению, выпускники-юристы должны сдавать такие экзамены через полгода после трудоустройства по специальности.

По словам Виктора Блажеева, члена президиума АЮР, ректора Московской государственной юридической академии им. Кутафина, МГЮА уже озаботилась разработкой механизма сертификации юристов.

Поводы для надежд на понимание со стороны государства у АЮР действительно есть. Как на днях сообщали «Московские новости» министр образования и науки Андрей Фурсенко официально дал добро на введение «единого экзаменационного испытания» для бакалавров. Тогда же глава Минобрнауки заявил, что должны быть введены профессиональные экзамены, которые бы обеспечивали допуск выпускника вуза к профессии врача, учителя, конструктора, и в том числе юриста – «на основе независимых центров оценки профессиональных квалификаций». «Эту работу мы начали совместно с РСПП, Ассоциацией юристов, другими профессиональными объединениями», – сообщил Фурсенко.

Тема, которая давно на слуху в юридическом сообществе, всплыла и во время встречи Владимира Путина с «корпусом наблюдателей», который недавно был сформирован на базе молодежного движения АЮР. Премьер и кандидат в президенты, отвечая на вопрос о своем отношении к «общеюридической сертификации», в начале заметил: надо подумать над тем, «как это практически организовать таким образом, чтобы ни в коем случае не ставить под сомнение качество полученного образования». «Виктор Владимирович, а зачем какой-то сертификат ещё? Мы что, разве не доверяем дипломам академии?», – обратился премьер-министр к ректору МГЮА. Получив разъяснения, Путин заметил: «Я могу представить себе, что для того, чтобы работать в какой-то конкретной узкой сфере, юрист должен подтвердить уровень своей квалификации».

Ассоциация юристов в ее нынешнем виде – не тот институт, который мог бы обеспечить общественный (или хотя бы объективный «цеховой») контроль за качеством подготовки правоведов и правоохранителей, считает адвокат Игорь Трунов. «АЮР сегодня состоит из чиновников от юриспруденции, здесь сконцентрированы должностные лица. По сути, это нерабочий инструмент», – подчеркнул Трунов в беседе с корреспондентом «МН». Уже существующие дополнительные экзамены при поступлении в судебное сообщество, в адвокатуру или нотариат, по мнению нашего собеседника – это «сито, через которое «нужные», «свои» люди проходят, а «ненужные» – никогда». «В адвокатуре и нотариате – это коррупционное «сито», о чем свидетельствуют периодические скандалы, – полагает Трунов. – Поэтому разговоры о том, чтобы распространить уже сложившуюся практику на все остальные специальности, означают: будет создан еще один препон, перешагивание через который будет стоить определенных денег».

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.