Россия вспоминает жертв теракта на Дубровке - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Россия вспоминает жертв теракта на Дубровке

23 октября 2012
399

Изображение внутри записиСо дня трагедии прошло ровно десять лет. В память о погибших сегодня по традиции в московское небо запустят 130 воздушных шаров. К памятной доске с именами жертв теракта возложат цветы.

Сейчас у театрального центра стоит мемориал «В память о жертвах терроризма» (открыт 23 октября 2003 г.) и небольшая часовня. В прошлом году, 29 апреля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин возглавили церемонию закладки первого камня в основание церкви во имя христианских просветителей Кирилла и Мефодия. Белокаменный храмовый комплекс высотой 32 м будет включать здание храма на 570 человек и дом причта для воскресной школы. Сейчас строительство храма завершается, в пятницу, 26 октября, в день освобождения заложников из театрального центра, будут освящены купола для него.

Трагические события десятилетней давности вспоминают депутат Госдумы Владимир Васильев, бывший в 2002 г. заместителем министра внутренних дел, а также принимавший участие в переговорах с террористами депутат Госдумы и народный артист России Иосиф Кобзон.

В. Васильев назвал штурм «Норд-Оста» «точечной и очень профессиональной» операцией, но отметил при этом неподготовленность спецслужб. Он заявил, что успех операции в том, что спецподразделения не допустили взрыва Театрального центра и уничтожили всех террористов, но им не удалось минимизировать число потерь, оказав своевременную медицинскую помощь заложникам. «Я в какой-то степени принимал в этом участие и не снимаю с себя часть вины, — сказал Васильев. — Ну, не смогли».

В. Васильев также заявил, что сейчас в деле «Норд-Оста» не осталось никаких секретов. «К сожалению, открылось больше плохого, чем хорошего. Но это тоже все уже известно», — заявил депутат. Сейчас, по его словам, спецслужбы лучше подготовлены к возможным терактам, в том числе и в правовом плане: «За это время принято большое количество законов, которые выстроили вертикаль, когда все четко и понятно. Были внесены изменения и в плане освещения операции в СМИ. Была ужесточена ответственность за совершение терактов, финансирование терроризма, а также за соучастие и содействие. Запретили выдачу тел террористов и сообщение места их захоронения».

И. Кобзон также отметил, что организаторы штурма «не были готовы к борьбе», и с сожалением напомнил о гибели заложников от отравления. Он также сказал, что жертв теракта постепенно забывают: «Представители мэрии перестали приходить на Дубровку. Может быть, была какая-то установка забыть, не напоминать. Может быть и такое. Не знаю. Обидно это».

В Москве основные мероприятия памяти жертв теракта на Дубровке пройдут в пятницу, 26 октября, в день освобождения заложников.

23 октября 2002 года группа террористов во главе с Мовсаром Бараевым ворвалась в здание музыкального театра, где шел мюзикл «Норд-Ост», и захватила в заложники 914 зрителей и участников шоу. Террористы заминировали зрительный зал взрывчаткой, а среди заложников рассадили смертниц, обвязанных поясами со взрывчаткой. Бандиты требовали вывода федеральных войск из Чечни.

Переговоры по освобождению заложников длились три дня, за это время террористы расстреляли несколько человек. В здание театра с целью освобождения людей приходили Ирина Хакамада и певец Иосиф Кобзон, которому удалось добиться у одного из лидеров террористов разрешения вывести из зала двоих детей, их мать, которая взяла с собой еще третьего, чужого ребенка. С обращением к чеченцам выступил депутат Госдумы Асламбек Аслаханов.

Вечером 25 октября террористы заявили, что прекращают любые переговоры.

Ночью 26 октября было принято решение о проведении штурма. Для того, чтобы не допустить подрыва фугасов в зрительном зале, через вентиляцию в театральный комплекс был закачан усыпляющий газ (Минздрав в 2002 г. засекретил состав газа, который использовался при штурме. Ранее СМИ сообщали, что это был фентанил). Следом в здание ворвались спецназовцы, которые расстреляли всех боевиков. В захвате театрального центра участвовали 50 террористов.

При штурме, по официальным данным, погибли 130 заложников. Позже правозащитники обвинили власти в плохой подготовке к операции.

В связи с захватом заложников 23 октября 2002 года было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 30 УК РФ, части 3 статьи 205 УК РФ и части 3 статьи 206 УК РФ (покушение на терроризм и захват заложников). В рамках расследования обвинения в организации теракта заочно были предъявлены, в частности, Шамилю Басаеву, Зелимхану Яндарбиеву и Ахмеду Закаеву. В июне 2003 года прокуратура Москвы прекратила в соответствии с УПК РФ дела в отношении захватчиков в связи с их смертью.

В апреле 2004 года Мосгорсуд приговорил к наказанию от 15 до 22 лет лишения свободы братьев Алихана и Ахъяда Межиевых, а также Аслана Мурдалова и Ханпашу Собралиева. Их признали виновными в подрыве автомобиля у «Макдональдса» на юго-западе Москвы, а также в пособничестве терроризму и захвате заложников в «Норд-Осте». В пособничестве при захвате заложников был признан виновным также Асланбек Хасханов. В июле 2006 года Мосгорсуд приговорил его к 22 годам лишения свободы.

В июне 2007 года следствие было приостановлено в связи с неустановлением местонахождения Закаева и иных лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, розыск которых был поручен управлению уголовного розыска ГУВД Москвы.

В феврале 2011 года адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы ряда потерпевших по делу о теракте в Театральном центре на Дубровке сообщил, что прокуратура отменила постановление о прекращении уголовного преследования и дала указание возобновить расследование.

Рубрики

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.