Напрасные жертвы - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Напрасные жертвы

31 января 2011
41

 

Террористические акты давно стали в России страшной обыденностью, однако закон о помощи жертвам терактов до сих пор не принят.

   Через два дня после взрыва в аэропорту "Домодедово" пострадавшие от терактов в Беслане, Волгодонске и на Дубровке обнародовали проект закона "О социальной защите граждан, пострадавших от террористических актов". Люди, пережившие взрывы домов и захват заложников, утверждают, что после выплаты разовых компенсаций о них все забыли. Ни инвалиды, ни сироты не получают никаких социальных пособий или оздоровительных путевок. С точки зрения соцслужб и медучреждений они всего лишь жертвы бытового несчастного случая: именно такие справки им выдают после выписки из больницы, а значит, ни на какие льготы они не имеют права.
   Вопрос о специальной социальной защите, наравне с той, что оказывается жертвам чернобыльской аварии, пострадавшие от терактов ставят с 1999 года, когда в результате взрывов домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске погибли 307 человек и пострадали более полутора тысяч. На протяжении нескольких лет родственники погибших и пострадавшие методично обращались к президенту, министру социального развития и депутатам Госдумы. Но каждый раз им отвечали, что авторами законопроекта они являться не могут или что их инициатива будет рассмотрена в плане законодательной работы нижней палаты.
   
ЧТО В ПАКЕТЕ?  
В подготовленном законопроекте государству предлагается официально признать статус пострадавших от терактов и взять на себя ряд социальных обязательств по отношению к ним. Специальный статус должны получить родители, супруги, дети, братья, сестры, бабушки и дедушки погибших от рук террористов, инвалиды и несовершеннолетние, также получившие увечья или психологическую травму от теракта. Всем им, по мнению авторов законопроекта, должна гарантироваться бесплатная медицинская помощь, приобретение лекарств, санаторно-курортное лечение и внеплановая госпитализация. Также предлагается внеочередное выделение жилья нуждающимся, субсидированная оплата коммунальных услуг, предоставление транспорта инвалидам, бесплатный проезд на территории России, налоговые льготы и внеконкурсное поступление в вуз, внеочередная запись в детские сады. Детям или родителям, потерявшим близких в результате теракта, предлагается назначить тройную пенсию.
   Авторы документа утверждают, что не требуют чего-то сверхъестественного, сегодня на подобные льготы могут претендовать пострадавшие от чернобыльской аварии. Единственное, что оговаривается отдельно, – это размеры моральной компенсации жертвам терактов. Всем попавшим в заложники или уцелевшим после очередного взрыва предлагается ежегодно выплачивать по 20 минимальных прожиточных минимумов, то есть примерно 100 тыс. рублей. Тем же, кто пострадал от рук террористов, сумма компенсаций должна быть увеличена в 10 раз. Семьи погибших должны иметь право на компенсацию в размере 1000 МРОТ. "Сейчас оказываемая помощь зависит от возможностей региона. Так, в Москве с 2008 года всем сиротам, в том числе потерявшим родителей в результате теракта, выплачивается ежемесячно по 13,5 тыс. рублей, – рассказал "Профилю" член координационного совета общественной организации "Норд-Ост" Дмитрий Миловидов. – Специальные доплаты есть в Северной Осетии, внедрена программа поддержки пострадавшим в Ставрополе, в большинстве же других регионов дети погибших во время теракта получают копеечную пенсию по потере кормильца".
   
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД  
Также значительно отличаются и разовые выплаты пострадавшим от терактов и семьям погибших. "Выплаты по каждому теракту регулируются ручным способом. Те цифры компенсаций, которые назначают лично президент и премьер-министр, не соответствуют никаким подзаконным актам или законам, – отмечает один из авторов законопроекта, адвокат Игорь Трунов. – Эти выплаты, конечно, больше всех тех, что сегодня прописаны в законодательстве, но каждый раз они разные. Крупные теракты, как в "Домодедово", это крупные суммы, а более мелкие, как, например, во Владикавказе, – никаких выплат".
   После теракта в аэропорту "Домодедово" семьям погибших пообещали по 3 млн рублей, получившим тяжелые ранения – по 1,9 млн рублей, средней и легкой тяжести – по 1,2 млн. Еще от миллиона до двух всем пострадавшим от теракта в аэропорту перечислят руководство Москвы и Московской области.
   А вот пострадавшие от взрывов в московском метро в марте прошлого года, а также от подрыва "Невского экспресса" получили в разы меньше. Так, получившим тяжкий вред здоровью было выплачено по 300 тыс. рублей, получившим легкий вред здоровью – по 150 тыс. Семьям погибших перечислили по 700 тыс. рублей. Еще по 300 тыс. семьям погибших и по 50-100 тыс. рублей пострадавшим перечислило московское правительство. Еще меньшую компенсацию получили пострадавшие от взрыва маршрутки во Владикавказе в ноябре 2008 года. Правительство Северной Осетии выделило семьям погибших по 300 тыс. рублей. Тяжелораненые пострадавшие получили всего по 100 тыс. рублей, а легкораненые – по 50 тыс.
   "Для меня непонятно, почему в России действует такой двойной стандарт, когда жертвы громких и резонансных терактов получают громадные суммы компенсаций, а те, кто потерял своих близких в результате менее масштабного взрыва, не получают почти ничего", – удивляется адвокат Игорь Трунов. Он считает, что в России должна быть введена некая универсальная шкала для всех пострадавших от терактов. "Ведь кто-то мог отделаться царапинами, а кому-то ноги оторвало. У кого-то в семье после гибели родителей осталась одна сирота, а у кого-то четыре, а сумма выплат одна, – отмечает адвокат".
   
"ДЕТИ ПРОДОЛЖАЮТ БОЛЕТЬ"  
Пострадавшие после терактов утверждают, что даже крупные суммы выплат не решают полностью медицинских проблем потерпевших. "Все, кто пострадал от терактов, нуждаются в постоянной медицинской помощи, в реабилитационных процедурах и санаторно-курортном лечении. Помощь не оказывается даже детям Беслана. Хотя они продолжают постоянно болеть и нуждаются в лечении и реабилитации. Мы единственная страна, где нет закона об оказании нам медицинской помощи (жертвам терактов)", – рассказала журналу "Профиль" член организации пострадавших от взрывов в Волгодонске Ирина Халай. Она говорит, что в ее медицинских документах, так же как и в заключениях других жертв теракта, написано, что они пострадали от несчастного случая и поэтому на какую-то специальную медицинскую помощь или дополнительную пенсию, кроме как по общим медицинским показаниям, они просто не имеют права.
   Наличие проблемы признают и депутаты Госдумы. Но каждый раз они ссылаются на отсутствие положительного заключения Минфина. Ведь в случае принятия закона оказывать финансовую помощь придется тысячам пострадавших. Адвокат Игорь Трунов уверен: если бы была политическая воля, деньги на выплату дополнительных пособий и специальную реабилитацию пострадавших можно было бы найти даже не из средств госбюджета. "Министр юстиции Александр Коновалов и глава Следственного комитета Александр Бастрыкин уже заявляли, что разработали законопроект о возмещении вреда жертвам насильственных преступлений и терактов из средств государственного фонда, который должен был аккумулировать средства от благотворительности и конфискаций", – напоминает адвокат. По его словам, именно из такого фонда уже давно выплачивает деньги пострадавшим Франция.
   Однако, уверена член комитета Госдумы по бюджету и налогам, зампред фракции "Справедливая Россия" Оксана Дмитриева, проблема не только в экономии бюджетных средств. "Государство и его чиновники никогда не хотят признавать свою ответственность за совершенный теракт, они всегда пытаются переложить ответственность на кого-то другого, – уверена она. – Хотя очевидно, что за противодействие терроризму отвечают органы безопасности, и если они не справились с этой функцией и пострадали граждане, то государство должно отвечать, в том числе и деньгами". По мнению депутата, власть не чувствует политической ответственности за происшедшие теракты. И после каждого взрыва или нападения в отставку отправляют лишь нескольких не самых важных чиновников: министры и главы силовых ведомств, несмотря ни на что, остаются на своих местах. А о проблемах пострадавших все забывают уже через неделю. Даже после самого громкого теракта.
Рубрики

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.