Увольнение «утративших доверие» – борьба с коррупцией или самоуправство?
Дмитрий Медведев предлагает расширить перечень оснований для увольнения госслужащих. Соответствующие поправки в понедельник были внесены президентом на рассмотрение в Госдуму.
В частности речь идет о том, что чиновников, подозреваемых в коррупции, будут лишать должности как «утративших доверие».
До сих пор увольнение чиновников с подобной формулировкой допускалось крайне редко. Как правило, оно носило характер публичной порки, поскольку применялось исключительно в воспитательных целях, «дабы другим не повадно было».
«Остракизму» подвергались в основном те чиновники, кто не хотел уходить по-хорошему либо стоял на пороге возбуждения уголовного дела. Именно с такой формулировкой – за утрату доверия – были в свое время уволены мэр Москвы Юрий Лужков, губернатор Амурской области Леонид Коротков, глава Корякии Владимир Логинов.
Однако законных оснований под собой такая формулировка не имела, и уволенный «с волчьим билетом» мог запросто оспорить увольнение в суде.
Узаконить эту практику предложил Дмитрий Медведев в целях борьбы с коррупцией в рядах власть имущих.
В случае принятия поправок норма будет распространена на чиновников всех уровней – от федеральных до муниципальных. Поправки вносятся в целый ряд законов, регулирующих деятельность органов государственной власти. Под них подпадают прокуроры, полицейские, сотрудники министерств и ведомств.
Казнить нельзя помиловать
Доверие к чиновнику будет утрачено в случае, если он не принял мер и не предотвратил конфликт интересов, стороной которого выступает, не предоставил сведения о доходах ближайших родственников, а также был замечен в незаконном участии в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Поправки к закону вводят санкции и для руководителей госслужащих. Начальник проштрафившегося чиновника может быть уволен заодно с нерадивым подчиненным, если выяснится, что знал о личной заинтересованности, возникшей у своего сотрудника, но не принял должных мер.
Основанием для увольнения чиновника по «утрате доверия» станет доклад подразделения по профилактике коррупционных нарушений соответствующего госоргана или заключения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих.
Следуя логике законодателя, не всякое коррупционное нарушение может стоить чиновнику кресла. При принятии решения об увольнении учитываются «характер коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено», а также поведение госслужащего.
В случае «хорошего поведения», чиновник обойдется взысканием. Оно аннулируется, если в течение года служащий не получит нового. Снято взыскание может быть и досрочно по инициативе государства – нанимателя, по письменному заявлению самого чиновника или его непосредственного руководителя.
Чиновник – тоже человек
Юридическое сообщество разошлось в оценке эффективности вводимых норм. Адвокатов смущает заявление Дмитрия Медведева, сделанное им по поводу поправок еще в июне 2011 года на Петербургском международном экономическом форуме.
Тогда президент заявил, что в соответствии с вводимыми нормами основанием для увольнения госслужащих могут служить данные, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, даже если они оформлены таким образом, что не могут служить основанием для уголовного преследования. Адвокаты видят в таком заявлении нарушение прав человека и принципа презумпции невиновности.
Вице-президент Международной коллегии адвокатов Игорь Кучеренко уверен, что новые поправки «развяжут руки» оперативникам и приведут к правовым злоупотреблениям и давлению на честных чиновников.
«Поправки вводят механизм, который позволяет уволить неугодных, – говорит он. – В таком случае нам остается надеется только на честность и порядочность самого оперативника».
По словам Игоря Кучеренко, оперативно-розыскные данные, которые не признаются доказательствами в суде и могут быть использованы против честных чиновников – это техническое прослушивание и сведения агентуры.
Только на их основании вину госслужащего сегодня не доказать. Следователи вынуждены искать иные легальные доказательства.
Если же «незаконные сведения» станут основанием для увольнения, резко возрастет соблазн использовать их в качестве средства давления или шантажа непослушных подчиненных.
Все повесят на «стрелочника»
Такую точку зрения разделяет и председатель Президиума коллегии адвокатов Москвы Игорь Трунов. По его словам закон не противодействует, а содействует коррупции. И усиливает власть тех чиновников, которые могут по своей воле «карать и миловать».
Госслужащий как любой работник должен ориентироваться на четкие формулировки законодательства, которые позволяют его уволить, убежден Игорь Трунов.
«Подобные поправки – недопустимая вещь, которая порождает так называемое кумовство, – говорит он. – Поправки не соответствуют Конституции РФ, нормам международного права, в том числе Европейской конвенции по правам человека. В них используется очень обтекаемая формулировка (утрата доверия), которая отдает правовой неопределенностью.
Нарушается принцип презумпции невиновности, так как по закону оперативно-розыскные данные не могут быть основанием для дискредитации или увольнения. Только суд может установить нарушения и признать вину».
Адвокат считает, что норма ведет к созданию криминального государства. Так как увольнение «без суда и следствия» одного чиновника не позволит довести дело о коррупции до суда, вскрыть подельников и сообщников коррупционера.