Дороги смерти - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Дороги смерти

23 апреля 2012
54

Изображение внутри записиВ Брянске вынесен обвинительный приговор Ирине Добржанской, сбившей мать с дочерью. Защита осужденной намерена обжаловать приговор.

В минувшую пятницу судья Фокинского районного суда города Брянска Василий Бочаров вынес обвинительный приговор по не совсем обычному уголовному делу о дорожно-транспортном происшествии. Трагедия, произошедшая 7 октября 2011 года на Московском проспекте Брянска, вызвав огромный общественный резонанс не только у жителей областного центра, но и других регионов России. 20-летняя жительница города Ирина Добржанская, управлявшая автомобилем «Фольстваген» на пешеходном переходе сбила 29-летнюю Анну Сивакову и ее 3-летнюю дочку Соню. В результате ДТП ребенок погиб, а ее мать получила множественные ранения. В отношении водителя иномарки в тот же день было возбуждено уголовное дело по статье УК РФ – «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека». Суд приговорил Добржанскую к 4-м годам колонии поселения и выплате пострадавшей компенсацию морального ущерба 1,5 миллиона рублей.

 

Брянцы несколько раз собирались на митинги памяти погибшей девочки, требуя сурово наказать виновницу аварии. В интернете развернулась целая дискуссия, в которой многие обвиняли в трагедии не только водителя, но и местные власти, полицию и дорожные службы, которые не следят за состоянием городских дорог и знаками, регулирующими дорожное движение. Адвокат осужденной Вадим Рубцов намерен обжаловать приговор. По его словам в трагедии виноваты дорожные службы, которые не оборудовали пешеходный переход по всем правилам.

По словам Рубцова, его подзащитная очень тяжело переживала случившееся. Сразу после ДТП с девушкой случилась истерика и сильнейший нервный срыв. «Гибель Сони Ирина переживала как смерть собственного ребёнка», рассказывает мать Ирины Ольга Добржанская. По данным правоохранительных органов, виновница ДТП несколько раз пыталась покончить собой, а позже попала в психиатрическую больницу, где пробыла несколько недель. Позже, по решению Фокинского районного суда, она была заключена под домашний арест. «Мы просто опасались, что разгневанные люди учинят над ней самосуд. Так сильно было возмущение граждан», – говорят в управлении Следственного комитета по Брянской области.

Чтобы как-то снизить накал страстей в Брянске и показать людям, что во время расследования будут выяснены все обстоятельства трагедии, по предложению начальника регионального УМВД Валентина Кузьмина, дело Добржанкой из полиции было передано в следственное управление Следственного комитета РФ по Брянской области.

Сотрудникам СК РФ по Брянской области потребовалось два месяца, чтобы провести следствие. 9 декабря расследование было завершено, а 18 января передано на рассмотрение Фокинского районного суда города Брянска.

По данным следствия, иномарка, которой управляла Ирина Добржанская, на огромной скорости налетела на женщину с ребенком в тот момент, когда они переходили дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу у разделительного газона. На участке дороги, где произошло ДТП, движение осуществляется по трем полосам. Эксперты установили, что в момент аварии на первой полосе остановился автобус, на второй – машина. Из-за стоящих машин Добржанская не заметила пешеходов, но она должна была видеть висевший на столбе на высоте 5 метров знак «пешеход». При этом эксперты не отрицают, что в момент аварии «зебры» на переходе не было.

Защита Добржанской считает доводы следствия неубедительными. «Дорожное полотно, где сбили Алёну и Соню, хорошо можно разглядеть на видеозаписи с камер наблюдения. Асфальт на этом участке московского проспекта – свежий. Никакой разметки здесь нет. О том, что именно в этом месте находится пешеходный переход, говорит только один знак – справа. В момент трагедии из левого ряда увидеть его было невозможно – загораживал автобус», – рассказывает защитник Рубцов.

Сама Ирина Добржанская заявила в суде, что не считает себя виноватой и что страшное ДТП с ее участием – несчастный случай. По мнению адвоката Вадима Рубцова, в трагедии виноваты дорожные службы, которые не оборудовали пешеходный переход по всем правилам. Кроме того, считает защитник, суд не провел экспертизу, которая дала бы ответ на все вопросы – всё-таки это надлежащее асфальтовое покрытие или нет, это надлежаще оборудованный переход или нет, и уже исходя из этого, выносил бы приговор.

С Вадимом Рубцовым согласна и мать Ирины Добржанской Ольга. «Прокуратура спряталась за спину моей дочери. Я лично была на приеме у заместителя прокурора города, который сказал мне, что еще в августе 2011 года выносились постановления организации, которая проводила дорожные работы – «Асфальтобетонный завод», чтоб они оборудовали пешеходный переход. А с августа не было никаких телодвижений, ни одно постановление не было выполнено. Постановления говорили о том, чтобы на Московском проспекте, именно в тот месте, где произошла трагедия, была разметка, чтобы были знаки, ограждения», – возмущается Ольга Добржанская.

По мнению адвоката, эксперта по ДТП Леонида Ольшанского, виновата система дорожной развязки, дорожные службы и дорожная полиция. Именно полиция должна контролировать соблюдением пешеходами правил. «Часто виновниками ДТП становятся сами пешеходы, которые прямо бросаются под колеса машин, перебегая дорогу в запрещенных местах, или на запрещающий красный сигнал светофора», – говорит адвокат.

Ольшанского поддерживает и житель Тулы Константин Леонин. «У нас очень темные улицы, на них ни то что знак не разглядишь, и пешехода не заметишь. Он летит прямо тебе под колеса, так как видишь ты его метра за три до столкновения. Если реакция хорошая, то резко тормозишь, и пешеход остается жив, но так бывает не всегда», – говорит Леонин.

Между тем адвокат Рубцов намерен обжаловать приговор, так как считает его несправедливым и очень суровым. С Рубцовым согласен его коллега защитник Игорь Трунов. По его словам, приговор Ирине Добржанской немного жестче, чем обычно. «За такое обычно год-два дают колонии-поселения. Здесь четыре. Чувствуется то, что общественное мнение, СМИ и волнение населения наложили свой отпечаток», – говорит юрист.

Глава Федерации автомобилистов России Сергей Канаев предлагает на законодательном уровне запретить нерегулируемые пешеходные переходы на всех улицах, имеющих две и более полосы движения в каждую сторону (в противном случае одна машина может пропускать пешехода, а несущийся по левой полосе автомобиль не успевает затормозить и сбивает человека). «Было бы также целесообразно дополнить участки с пешеходными переходами светящимися дорожными знаками с обеих сторон проезжей части и сделать ребристой поверхность дороги при подъезде к ним», – считает Канаев.

А депутат Госдумы Владимир Жириновский уверен, что снизить аварийность на дорогах поможет увеличение штрафов. «Сейчас у нас штрафы для пешеходов и водителей 100, 500, 1000 рублей. А должны быть 10 000 – 15 000 рублей. Именно высокие штрафы, как для пешеходов, так и для водителей должны остановить беспредел на дорогах», – утверждает парламентарий.

Инициативу парламентария поддерживают в Федерации автомобилистов России. Там также предлагают серьезно поднять штраф для пешеходов за переход дороги в неположенном месте. Сейчас наказание на это нарушение составляет 200 рублей. И многие пешеходы, перебегая дорогу, даже не задумываются над тем, что их могут наказать рублем. «Нужно ужесточить штраф, как минимум, до 3000 рублей для пешеходов, перебегающих на красный свет»,- призывает Канаев.

В МВД России рассказывают, что, действительно, дорожная полиция мало штрафует пешеходов из-за юридических сложностей и просто нежелания «возиться» с нарушителем. «Дело в том, что пешеход за то, что он перешел улицу в неположенном месте, должен быть оштрафован согласно КОАП – кодексу об административных правонарушениях. Выписать штраф инспектор обязан гражданину, установив его фамилию и адрес проживания. А, согласно российскому законодательству, гражданин не обязан носить с собой документ удостоверяющий его личность. Нет документов, нет гражданина. А доставлять провинившегося пешехода в отдел полиции для установления личности инспектора ДПС не хотят, слишком хлопотно. С водителем все просто, так у него есть водительские права, в которых указаны его данные», говорит офицер центрального аппарата МВД России, попросивший не называть своего имени. «Вот и получается, что из-за несовершенства законодательства, пешеходы остаются безнаказанными», – возмущается полицейский.

Однако в Федерации автомобилистов России считают, что в МВД России могут обязать дорожных полицейских при помощи должностных инструкций следить за соблюдением пешеходами правил дорожного движения и штрафовать их, устанавливая их личность.

Между тем, по данным статистики, в России каждое третье ДТП связано с наездом на пешеходов. За 2011 год произошло более 16 800 ДТП с участием пешеходов. Около 1100 человек погибли, почти 17 000 получили травмы разной степени тяжести. По словам первого заместитель начальника управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимира Швецова, основными причинами гибели пешеходов на дорогах являются недостатки, связанные с оборудованием пешеходных переходов: их освещением, оборудованием светофорной сигнализацией, дорожными знаками, дорожной разметкой, применением искусственных неровностей, разделением транспортных и пешеходных потоков, ограждением проезжей части.

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.