Предвыборное расследование - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Предвыборное расследование

20 января 2012
67

 

 

Следственный комитет РФ отчитался о ходе расследования двух громких дел — о нападении на эколога Константина Фетисова и журналиста Михаила Бекетова. Если в первом случае обвиняемые установлены, то во втором даже нет подозреваемых

 

 

Изображение внутри записи

Михаил Бекетов и Владимир Путин после церемонии вручения премий правительства РФ 2011 года в области печатных средств массовой информации. Фото: ИТАР-ТАСС

 

 

 

Следственный комитет России (СКР) решил отчитаться о ходе расследования дел о нападении на эколога Константина Фетисова и журналиста Михаила Бекетова. 

И Фетисов, и Бекетов были жестоко избиты в подмосковных Химках. На эколога напали 4 ноября 2010 года. Нападение на Бекетова произошло двумя годами раньше — 13 ноября 2008 года. Но если потерявшего сознание эколога обнаружили почти сразу же и доставили в реанимацию, то зверски избитого Бекетова нашли только через двое суток. Журналисту была нанесена тяжелейшая травма головы, от которой он едва не умер, ему пришлось ампутировать ногу и пальцы на левой руке, он до сих пор не может говорить и писать, а передвигается лишь при помощи инвалидной коляски. Фетисов тоже стал инвалидом (ему о голову сломали бейсбольную биту), но не утратил возможности вернуться к нормальной жизни.

Оба случая объединяет то, что пострадавшие активно занимались  правозащитной деятельностью. Они были защитниками Химкинского леса, критически отзывались о власти в городе и неоднократно публиковали разоблачительные статьи в прессе.

 

Бекетов, когда в мае 2007 года неизвестные взорвали его автомобиль, назвал случившееся «политическим террором» и заявил, что заказчиком выступил глава администрации города Владимир Стрельченко. Последний обвинил Бекетова в клевете и инициировал против журналиста уголовное дело, не отказавшись от обвинений даже, когда Бекетов потерял способность говорить и ходить.

10 ноября судья 263-го участка признал Михаила Бекетова виновным в клевете (часть 2-я статьи 129 УК РФ) и приговорил к штрафу в 5 тысяч рублей, но освободил от наказания за истечением срока давности. Однако в апелляции защита добилась полного оправдания Бекетова.

Путин расшевелил следователей

Дело о его нападении, возбужденное по части 3-й статьи 111 УК (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное организованной группой — до 12 лет колонии) довольно долго «гуляло» из подмосковного Следственного комитета в Следственный комитет России и обратно. Дело приостанавливалось и возобновлялось.

Однако 13 января премьер Владимир Путин наградил Бекетова в числе прочих журналистов правительственной премией в области печатных СМИ. После окончания церемонии к премьеру обратилась глава Фонда помощи Бекетову Людмила Федотова и представляющая в уголовном деле интересы пострадавшего адвокат Сталина Гуревич. Они сообщили, что расследование так и не сдвинулось с мертвой точки и попросили помочь. Путин пообещал ускорить расследование и поговорить на этот счет с главой СКР Александром Бастрыкиным. 

Меньше чем через неделю последовала реакция. Бастрыкин распорядился забрать дело обратно в Главное следственное управление СКР. Как сообщил сегодня официальный представитель ведомства Владимир Маркин, решение о передаче дела в ГСУ СКР принято «с целью привлечения наиболее квалифицированных специалистов центральных аппаратов Следственного комитета России и МВД (следователей и оперативных сотрудников), имеющих опыт при раскрытии и расследовании подобных преступлений».

«Конечно заказные нападения и убийства очень трудно расследовать, но я надеюсь, что теперь дело, наконец, может сдвинуться с мертвой точки», — сказала Людмила Федотова BFM.ru. По ее словам, подмосковные сыщики не спешили искать преступников, а на заявления руководству подмосковного СКР с просьбой активизировать расследование, реагировали, порой, неадекватно: «Дошло до того, что следователь Андрей Жаданов сказал мне, что если я подам еще одно заявление, мне «мало не покажется». «Не дай вам Бог влезать в политику», — пересказала BFM.ru Федотова свой разговор с представителем подмосковного СКР.

Правозащитник Лев Пономарев не верит в то, что расследование дела будет доведено до конца. Он считает, что помощь премьера — это чисто популистский шаг в преддверии президентских выборов. «Это совершенно очевидно, но, глядишь, передача дела как-то поможет розыску преступников», — надеется лидер движения «За права человека».

С ним согласна и Сталина Гуревич. «Дело три недели пролежало в прокуратуре Московской области прежде чем его передали следователям. За это время с места преступления можно было удалить уже все улики. Это обычная халатность наших правоохранительных органов и их безалаберность», — поделилась она своим мнением. По словам адвоката, сейчас вступившие в дело новые следователи «вывернут дело наизнанку, передопросят всех, но ведь они не волшебники». Гуревич считает, что дело может быть раскрыто лишь в одном случае — если преступники попадутся на аналогичном преступлении. «Тогда, чтобы облегчить участь, они могут сознаться в покушении на Бекетова. Однако все это лишь теория», — призналась адвокат.

Нападавшие на эколога предстанут перед судом 

Сталина Гуревич также представляет интересы потерпевшего Константина Фетисова. Покушавшихся на него удалось задержать через полтора месяца после инцидента. В деле фигурируют семь человек. Среди них — сотрудник администрации подмосковных Химок Андрей Чернышев, которого считают организатором нападения. Мотивом совершения преступления следствие считает личную неприязнь Чернышева к потерпевшему в связи с общественной деятельностью Фетисова.

По версии следствия, разобраться с Фетисовым Чернышев попросил некоего Андрея Каширина. Тот привлек к совершению преступления соучастников: Вячеслава Ковалева, Дениса Растокина, Евгения Морозова, Максима Кривенцова и Вазгена Цатуряна.

Вначале злоумышленники напали на эколога в одном из столичных кафе 18 сентября 2010 года, избив его резиновой дубинкой. Однако, как сказано в материалах дела, «довести преступный умысел до конца им не удалось по независящим от них обстоятельствам», и 4 ноября они подкараулили свою жертву рядом с домом Фетисова в Химках.

Каждому из фигурантов вменяются разные статьи УК: «Причинение тяжкого вреда здоровью», «покушение на убийство» или «побои» (статьи 111, 30, 105 и 116 УК РФ). Большинство обвиняемых находятся под стражей, Растокин и Цатурян помещены под домашний арест.

Как стало известно BFM.ru, один из фигурантов — Максим Каширин — уже заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве, что позволит ему рассчитывать на смягчение участи. Его дело будет выделено в отдельное производство. Другой, Евгений Морозов, был признан невменяемым, его ждет принудительное лечение. Основное же дело будет слушаться с участием присяжных, что в интересах главного обвиняемого.

Андрей Чернышев, в отличие от исполнителей, отрицает свою вину. «Он не знал Фетисова, и к преступлению не имеет никакого отношения, — заявила BFM.ru адвокат Чернышева Людмила Айвар. — С учетом того, как велось дело, мы можем рассчитывать только на суд присяжных».

Сталина Гуревич, напротив, высоко оценивает качество расследования и говорит, что «на 100% уверена» в доказанности вины фигурантов.

СКР обещает «в ближайшее время» предъявить им обвинение в окончательной редакции. Не исключено, что это будет сделано уже в пятницу, 20 января, когда запланированы очередные следственные действия.

После этого стороны приступят к ознакомлению с материалами дела. Его участники прогнозируют, что оно может уйти в Мособлсуд в апреле-мае.

Женский след в деле Анны Политковской

Пока туманны перспективы другого громкого уголовного расследования — об убийстве журналистки «Новой газеты» Анны Политковской.

Политковская была застрелена 7 октября 2006 года, когда она вошла в лифт дома на Лесной улице, где снимала квартиру. Киллер скрылся, сев в «Жигули», ожидавшие его у метро «Новослободская».

Сейчас в качестве обвиняемых по делу проходят шесть человек, в том числе трое братьев Махмудовых — Ибрагим, Джабраил и Рустам. Последнему отводится роль убийцы.

Однако в среду в СМИ просочилась информация, которая, по мнению адвокатов, может, изменить ход дела. На пистолете, из которого стреляли в Политковскую, нашли ДНК женщины. Это выяснилось в ходе повторной экспертизы.

В этой связи защитник одного из фигурантов, Мурад Мусаев, заявил о намерении поставить вопрос о проведении фотографической экспертизы для определения пола киллера, которого зафиксировала камера на подъезде дома.

Впрочем, сын журналистки Илья Политковский (он и его сестра Вера признаны потерпевшими) считает, что «это ничего не значит». «Женская ДНК могло попасть на пистолет по разным причинам. А профессиональные убийцы все следы с оружия стирают»,  — сказал он BFM.ru. Потерпевший рассказал, что пока не сформировал своего мнения о ходе нового расследования, но заметил, что рад появлению в деле новых фигурантов.

Напомним, что раньше перед судом предстали четверо, в том числе двое братьев Махмудовых. Однако присяжные в феврале 2009 года их оправдали. 

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.