«Правое дело» отказалось от борьбы в выборах столичного парламента
Гнездилов Александр Валентинович
Режиссер, член Молодежной палаты при Московской городской Думе (фракция “Яблоко”), член Московского совета партии “Яблоко”
“Партия “Правое дело” не возникла в результате естественных политических процессов, а была склеена по воле кремлевских демиургов из разных частей. Последние события показали, что внутри нее по-прежнему существуют группы влияния, часть из которых имеет не совпадающие взгляды на будущее партии, а часть преследует только свои личные цели.
Очевидно, что есть несколько линий раскола. Во-первых, между прагматичным Борисом Титовым и верным чубайсовцем Леонидом Гозманом. Во-вторых, между московской организацией и федеральным руководством. В-третьих, между номинальным лидером правых в Москве адвокатом Труновым и фактическим главой столичной организации политехнологом Богдановым, который, несмотря на потешный имидж, показательное “масонство” и прочие выкрутасы, свое дело знает.
Это усугубляется организационной неразберихой, когда существует необычная конструкция разделения полномочий между федеральной партией и ее московским отделением.
Плюс к этим внутренним проблемам и расколам существует практически не скрываемая оглядка на Кремль, когда разногласия между Гозманом и Титовым пытается решить на встрече с ними “серый кардинал” Администрации Президента Владислав Сурков.
Такая конструкция эффективной быть не может.
Даже муляж право-либеральной партии должен иметь определенную автономию в виде отработанной схемы выработки и реализации своей политической линии. Даже кремлевский проект должен уметь решать свои внутренние проблемы не на ковре у босса.
“Правое дело” сейчас ничего этого не может.
“Яблоко” – это независимая от Кремля и мэрии оппозиционная демократическая партия, существующая более 15 лет.
Естественно, что в определенный момент переговоров Объединенная демократическая партия ждала от “Правого дела” ясности принятых решений, последовательности в их воплощении в жизнь и независимости позиции.
Но сначала долго было вообще не понятно, пришел ли Борис Титов с предложением о союзе на выборах в Мосгордуму от себя лично или в целом от партии.
Потом долго ждали, сможет ли он заручиться в своей организации большинством.
Потом Титова, видимо, просто подставили, после встречи с Сурковым предложив “Яблоку” заведомо провальную кандидатуру малоизвестной бизнес-вумен, которая находится под подпиской о невыезде в связи с каким-то наркотическим делом.
Этот вариант наверно должен был стать последним гвоздем правящей группировки в крышку гроба либеральных и демократических сил в России.
Что оставалось делать “Яблоку”?
Поблагодарить Титова за диалог, пожелать ему успеха внутри его партии и идти на выборы в Мосгордуму самостоятельным списком, подальше от Кремля и его креатур.
Теперь на выборах в Мосгордуму будут, по всей видимости, 5 партий: 4 парламентские и РОДП “Яблоко”.
РОДП остается единственной партией, которая на выборах будет отстаивать демократические идеи, права человека, свободу и рыночную экономику.
После заявлений Лужкова о национализации, ставящих его в один ряд с популистами из КПРФ, СР и ЛДПР – московские предприниматели оказываются перед крайне скудным выбором: “Яблоко” или сидеть дома и не влиять на события.
Я бы не стал говорить, что отказ “Правого дела” от выборов в МГД – сам по себе принесет “Яблоку” голоса.
Однако он сводит на нет всякую возможность внутривидовой борьбы среди либералов.
“Яблоко” на выборах 11 октября оказывается не только “Объединенными демократами”, но и единственными.
Поэтому в списке “Яблока” помимо активистов партии есть члены бывшего СПС, а также РНДС Михаила Касьянова и движения “За честный рынок”.
“Правое дело”, идущее отдельно от “Яблока”, могло реально утопить всех либеральных кандидатов.
В этом смысле шансы “Яблока” на успешный исход выборов в Мосгордуму серьезно возросли.
В последние годы различные либеральные силы собирали в сумме 11-14% голосов москвичей. Теперь эти избиратели, их пожелания и интересы близки только и именно “Яблоку”.
“Единая Россия” во главе с Лужковым получит голоса лояльного электората.
КПРФ, поставившая в первую тройку голосовавшего в МГД за Лужкова Николая Губенко и богача из Челябинска, а также выдвинувшая множество провинциалов – очевидно не будет строить жестко оппозиционную кампанию, говоря о нарушениях прав и свобод москвичей в вопросах, например, экологической политики. Да и странно ждать реальной заботы о людях от поклонников Сталина.
ЛДПР будет играть на неприязни к мигрантам, однако должна будет тщательно выбирать выражения, чтобы не повторить судьбу покойной партии “Родина”. Конечно, Жириновский опытный политик, но внятно сыграть на ксенофобии, не нарушив закон – очень сложно.
Поле для “Справедливой России” в Москве сильно сужено, потому что социальная система Москвы намного сильнее, чем в регионах, значительная часть пенсионеров – отдает голоса за Лужкова, с именем которого связан относительно высокий уровень социальной защиты в виде знаменитых надбавок.
Отсутствие “Правого дела” в таком пейзаже, с одной стороны, создает сильный перекос в национал-государственничество и абстрактное с точки зрения реальных проблем города политиканство.
С другой, увеличивает возможность единственного оставшегося демократического списка – “Яблока” – пройти в Мосгордуму и продолжать свою работу в Москве в качестве парламентской фракции.”