Отбор кандидатов в объединенный Верховный суд проходит в закрытом режиме
Специальная квалифколлегия судей (СККС) начала отбор претендентов в Верховный суд (ВС). Первый день отбора, проходившего за закрытыми дверями, в отличие от прежних подобных процедур, показал, что положительные рекомендации получают в основном действующие судьи ВС. Настоящей реформы и обновления судебной системы не происходит, констатируют юристы.
Лебедева поддержали без вопросов
На первом заседании СККС во вторник были рассмотрены заявки 17 претендентов на десять вакантных должностей. Всего же на 170 мест претендуют более 220 судей из Верховного суда, Высшего арбитражного суда (ВАС), а также судьи областных и районных судов. Все рекомендации коллегия планирует дать к 27 мая.
Слушание в здании судебного департамента при Верховном суде проходило в закрытом режиме, поэтому все претенденты на высокие должности ожидали своей очереди в холле, где играла музыка Грига. Коллегия поочередно вызывала в зал претендентов, задавала им вопросы, а после недолгих совещаний оглашала решение о рекомендации или нерекомендации их на должности.
Эта процедура отличалась от заседаний Высшей квалификационной коллегии судей, которая отбирает председателей областных и краевых судов в присутствии публики. «Кандидаты возражали, чтобы при журналистах были оглашены их персональные данные: место жительства, сведения об их родственниках», — объяснил РБК закрытый характер процедуры председатель СККС Анатолий Бондар.
Первым в зал заседания был вызван действующий председатель ВС Вячеслав Лебедев. Спустя пять минут коллегия удалилась на совещание, а еще через пять минут он был единогласно рекомендован на аналогичную должность в новом ВС. Как сказал Лебедев журналистам, у членов коллегии не возникло к нему вопросов. «Владимир Михайлович более 25 лет находится на высокой должности руководителя суда, он как рентгеном просвечен, все о нем известно. Члены квалифколлегии посчитали некорректным задавать ему вопросы», — рассказал Бондар.
Не возникло проблем с назначением на аналогичный пост в новом ВС и у первого заместителя Лебедева Петра Серкова.
Но, по словам Бондара, другим кандидатам коллегия задала множество вопросов, а решения о рекомендации тех, кто не смог на них ответить, были отложены. «Четверо из пяти кандидатов на должность председателя судебной коллегии по экономическим делам не смогли дать исчерпывающие ответы. Например, они не смогли ответить, где работают их близкие родственники, — рассказал Бондар. — Мы вернемся к их заявлениям позже».
На эту должность претендуют пять высокопоставленных судей из арбитражных судов, в том числе из Высшего арбитражного суда — Артур Абсалямов и Владимир Слесарев, заместители председателя ВАС Антона Иванова. ВАС вольется в ВС, а сам Иванов на переход в новый орган не претендует.
Бондар также принял решение уточнить данные о родственниках председателя судебной коллегии по гражданским делам Василия Нечаева и руководителя военной коллегии ВС Владимира Хомчика, а уже потом решать вопрос об их переходе в объединенный суд, в котором Нечаев и Хомчик претендуют на аналогичные должности (конкурентов у Нечаева нет).
Коллегия дала рекомендацию судье Владимиру Давыдову на должность председателя уголовного состава, но предписала, чтобы его сын, который работает в правоохранительной системе, подал рапорт об увольнении. Председателем коллегии по административным делам, по мнению высоких судей, должна стать судья ВС Татьяна Петрова, а председателем апелляционной коллегии — судья ВС Галина Манохина.
Чужих не принимают
Единственным кандидатом не из судебной системы во вторник стал экс-сенатор от Забайкальского края, член партии «Единая Россия» Константин Сурков. Он претендовал на должность председателя дисциплинарной коллегии. Заслуженный юрист России, в прошлом высокопоставленный работник МВД рассказал РБК, что специализируется на антикоррупционном законодательстве и хочет работать в судебной системе.
В зале слушаний он пробыл рекордно долгое время — около 15 минут. «Меня спрашивали о личности, чем я интересуюсь, почему хочу стать судьей. Сказали, что, если я буду рекомендован на должность, мне нужно будет прекратить членство в партии, так как у судьи не может быть партии», — рассказал Сурков. Но все эти вопросы и рекомендации оказались лишними: на вакантную должность коллегия в итоге порекомендовала судью ВС Сергея Рудакова.
60% претендентов на должности в уголовную коллегию — судьи ВС. Среди заявителей есть также председатель Советского суда города Казани, председатель Иркутского областного суда, а также судьи Верховного суда Чеченской Республики, Красноярского краевого суда, Томского областного суда, Мосгорсуда и Московского областного суда.
Из шести человек, претендующих на места в военной коллегии, четверо являются судьями ВС, один кандидат — из окружного военного суда. Еще один кандидат — известный судья Мосгорсуда Александр Замашнюк. Сейчас он является председательствующим на процессе по делу об организации массовых беспорядков на Болотной площади, до этого он вынес суровый приговор националистам Никите Тихонову и Евгении Хасис, которые были признаны виновными в убийстве адвоката Станислава Маркелова.
По словам Бондара, за текущую неделю судьи планируют сформировать военную коллегию и уголовную коллегию, следующая неделя будет посвящена административной и гражданской коллегии, последними будут рассмотрены заявления претендентов на места в экономической коллегии.
По мнению адвоката Владимира Чеботарева, обновление судебного состава почти не происходит: все рекомендованные кандидаты — руководство ВС. Новые же люди, которые желали попасть в судебную сис тему, не нашли понимание у судей. «Это реформа без реформаторов, которые бы внесли новую судебную политику, — считает адвокат Чеботарев. — Закрытость судебной системы пока сохранилась».
«Изначально предполагалось не просто переназначение судей и руководства ВС, речь шла о слиянии высших судов. А сейчас фактически аннулируют ВАС, а арбитражные суды переходят под юрисдикцию ВС с потерей квалифицированных профессиональных судей руководящего состава. Я думаю, что это неправильно», — считает адвокат Людмила Айвар. По ее мнению, оставшиеся судьи арбитражных судов вряд ли повлияют на ситуацию в целом.