Борьба за власть накануне московских выборов - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Борьба за власть накануне московских выборов

14 июля 2009
50

Новенькая с иголочки партия «Правое дело» унаследовала от своей предшественницы СПС все родовые черты: идейный и психологический раскол в руководстве, недоговороспособность и невозможность в связи с этим решить ни один насущный вопрос.

Сейчас таким вопросом являются предстоящие в октябре выборы в Московскую городскую думу. Все знают, насколько важно москвичам обновить замшелую столичную думу, влить туда свежую кровь. Но все также знают, что это совершенно не нужно вечному мэру Москвы Юрию Лужкову, у которого в кулаке вся эта дума, где почти все акции на руках у местной московской «Единой России».

В «Правом деле» три сопредседателя: Леонид Гозман, Борис Титов и Георгий Бовт. И они уже вступили в такую стадию конфликта, что начали обмениваться письмами. Говорить друг с другом они уже не могут. Эти письма попали, конечно, в информационное поле. Один из юзеров ЖЖ, член партии, выложил их на своем блоге.

Позиция Леонида Гозмана кажется предельно принципиальной на фоне соглашательской позиции Бориса Титова. Гозман предлагает бороться с Лужковым, не дожидаясь выборов в Московскую городскую думу. То есть обострить отношения с мэром. Жестко идти на конфронтацию. Гозман пишет, что, мол, в партии «Правое дело» бытуют две позиции, одна, принципиальная, у него, у Гозмана, а вторая, соглашательская, у Титова.

«Одна заключается в том, что надо договориться с мэром Юрием Лужковым, быть достаточно плюшевыми, выступать на тему точечной застройки, автобусных остановок, пробок и т. д. Но при этом демонстрировать уважение Лужкову, его жене, семье, животным, пчелам.

Другая линия прямо противоположная. Сказать правду. Сказать, что на самом деле происходит в Москве. Об этом все знают, об этом пишут, но почти никогда не делают темой предвыборной кампании. В Москве фантастическая коррупция, в Москве лицемерие. Возьмем пенсии. Лужков гордится, что у нас самые высокие пенсии в России. Причем за счет «лужковских» надбавок. Во-первых, почему лужковских? Это наши с вами надбавки, это наши деньги. А Лужков, если судить по его декларации о доходах, вообще нищий. Во-вторых, неправда, что столичные пенсии самые высокие. Они очень низкие. Потому что ставка-замещение, то есть соотношение средней пенсии к средней зарплате в Москве, ниже, чем по России».

Гозман предпочитает конфронтацию. Почему – он объясняет. Он считает, что бесполезно что-либо советовать Лужкову, он и сам все знает и сделает не как лучше всем, а как лучше ему. «Мы можем стать интеллектуальным клубом, подсказывающим власти свои рецепты решения проблем». И тут же разрушает иллюзию того, что это имеет смысл: «Проблема, однако, в том, что даже самой просвещенной власти эксперты в качестве партии не нужны. Нет никакого смысла делиться с ними властью – им надо просто платить и иногда выслушивать, чтобы они не теряли стимулов к работе. Можно, конечно, взять в парламент кого-то из них – даже в нашей Думе нужны специалисты – но по квоте все той же «Единой России», не нарушая сложившейся политической структуры».

Гозман – умный человек, он понимает, что Лужкову нужны в МГД солдаты, которые голосуют, а не оппоненты, которые еще и умеют думать. И Гозман для убедительности использует еще одно доказательство: «Сторонники «оппозиционно-лояльного» пути рассчитывают на договоренности с властью. Этого не получится. Даже если центральная власть отдаст соответствующий приказ губернаторам – а, собственно, зачем ей такой приказ отдавать? – она не снимет с них задания по «Единой России». Понятно, что все голоса, которые может завоевать «Правое дело», будут завоеваны за счет «Единой России».

Дальше – хуже. Гозман мрачно изрекает, что «экспертная партия» не нужна и избирателям. «Зачем умному человеку голосовать за эксперта, который знает, как лучше построить мост или что делать с налогами, если этот эксперт, даже в случае избрания, все равно не сможет принимать решений, а сможет лишь, как и сейчас, советовать?»

И вот Гозман подходит к главному:

«Есть второй путь – заявлять не экспертную, а политическую позицию. Требовать, а не просить, надеяться не на губернаторов и избиркомы, а на себя и на избирателей. {…}не бояться вступать в конфликт с губернатором и со всей вертикалью. Говорить о том, о чем говорят на кухнях и в курилках, а не повторять гладкие фразы из телевизора. Для Москвы, например, говорить о чудовищной коррупции в городе, о неэффективности московских властей, о том, что городские структуры работают все хуже и жить в городе становится невозможно, не обходя при этом священную фигуру Лужкова. Второй путь означает борьбу за власть, а не ожидание, что тебя допустят к столу.

Мне скажут – этот путь слишком рискованный. Бросая вызов «Единой России», Лужкову, мы провоцируем огонь из всех калибров. Но мы и так его провоцируем самим своим существованием, объективной конкуренцией с партией власти. Есть лишь основания надеяться, что, благодаря позитивному отношению к нам на самом верху, это не будет ковровая бомбежка, как в 2007 году».

По сути, Гозманом сделана заявка на то, чтобы с помощью «Правого дела» можно было и завалить всю лужковскую вертикаль. Только посчитает ли федеральная власть это своевременным?

В ответ на свой вызов Гозман получил письмо от Бориса Титова, другого сопредседателя «Правого дела», от соперника, а не соратника:

«Не надо обвинять меня в трусости. Я и мои товарищи, которые пришли со мной в партию, готовы драться – жизнь не раз заставляла. Бизнес этому учит не хуже, а то и лучше маршей несогласных. И приемы борьбы заставляет усвоить… разные. Но заставляет усвоить еще и конфуцианское понимание идеальной победы. Без вступления в военные действия.

Война – это самое последнее дело. Сначала надо разобраться, определить проблему, найти пути решения, и тогда выбрать, каким путем идти – воевать или договариваться. Жизненный опыт заставляет присушиваться к голосу «разума» – сначала включать голову, а уж потом кулаки».

Борис Титов выражает надежду, что «Правое дело» нужно власти, так как «Единая Россия» слишком обюрокрачена. Титов надеется и на договоренности с Лужковым (не без помощи Кремля) и на то, что Гозман обуздает свои амбиции. Дело в том, что под всеми красивыми словами, которые используются авторами писем, есть одна жестокая проблема мужских самолюбий – спор за то, кто войдет в первую тройку избирательного списка в Мосгордуму. Леонид Гозман видит в этой тройке исключительно себя. А Титов его не видит. Он и пишет:

«Если пойти по пути, предлагаемому Гозманом: тройка Гозман – Яковлева (Бизнес Солидарность) – Трунов, сами понимаете, шансов нет. Сам Леонид Яковлевич на заседании Сопредседателей называл два своих недостатка, я же говорил о третьем – память о 90-х: незримое присутствие Чубайса за спиной, делают Гозмана неизбираемым. Даже в Москве. Это – путь в никуда».

Итак, Борис Титов перечеркивает надежды Гозмана войти в Мосгордуму. Титов хочет объединиться с «Яблоком» и поставить себя первым в списке. «Он (Гозман) понимает, что в этом случае первый номер в московском списке, скорее всего, у меня, и в случае выигрыша у меня очень большие шансы стать лидером партии. Да, я всегда говорил и говорю, что сейчас, когда мы прошли этап формирования, у партии может и должен быть только один лидер, и, если члены партии посчитают, что я – тот человек, который нужен партии, я соглашусь это бремя вытянуть».

Вот такой принципиальный мужской спор. В заключение Борис Титов обвиняет Гозмана в том, что он специально нарывается на конфликт с Лужковым и снятие с выборов партии, действуя по принципу: «Так не доставайся же ты никому!»

Есть еще и третье письмо, третьего сопредседателя, Георгия Бовта. Но оно мутное, половинчатое, и по сути своей никакой позиции не заявляющее. Но из него, тем не менее, следует, что Бовт скорее склоняется к Гозману, чем к Титову.Потому что ему, Бовту, в титовской конструкции нет достойного места.

На 16 июля Титов созывает председателей региональных отделений в Новомосковск. А Леонид Яковлевич Гозман и Григорий Георгиевич Бовт тандемом выступили с совместным заявлением, что это попытка одного из сопредседателей создать “фракцию Титова”.

Плюс к этому конфликт созрел и в Московском отделении «Правого дела» между председателем Московского городского отделения Игорем Труновым и политтехнологом Андреем Богдановым, который известен тем, что выдвигался на президентских выборах и позорно набрал три-четыре голоса. Богданов рвется возглавить Московское отделение партии.

Голоса в Центральном политсовете также раздроблены.

Полная недоговороспособность руководства партии «Правого дела» между собой.

И чего удивляться, что в России нет достойной оппозиции режиму?

Газета “Время новостей” комментирует ситуацию с московскими выборами:

Союз с “Яблоком” грозит развалом “Правого дела” – считает газета “Время новостей”.

“Кампания по выдвижению кандидатов в депутаты Московской городской думы, выборы в которую состоятся этой осенью, стартовала с политического скандала. В партии неолибералов «Правое дело» на почве предстоящих выборов наметился серьезный раскол. Сопредседатель политического движения Борис Титов заявил о включении его кандидатуры в кандидатский список «Яблока» чуть ли не как о решенном вопросе и изъявил готовность для этого временно покинуть ряды «Правого дела». В то же время его партийный соратник Леонид Гозман выступает резко против формального объединения с «Яблоком» даже в масштабах одной Москвы.

Судя по всему, у бывшего члена СПС Гозмана живы старые обиды на «яблочников», которые, по его словам, «кинули» своих праволиберальных коллег еще в 2005 году. Поэтому сегодня г-н Гозман придерживается радикальной позиции: либо полное и безоговорочное слияние сил двух партий, либо абсолютная самостоятельность. «Мы при политически прозрачной позиции можем выиграть выборы в Москве», — уверен Леонид Гозман. Готовность же Бориса Титова идти на невыгодный для собственной партии компромисс с «Яблоком» его партийные соратники считают разыгравшимися «личными политическими амбициями». «Никто не может помешать человеку выйти из партии и баллотироваться от другой партии, другое дело — будет ли это решение «Правого дела», надеюсь, что нет, потому что это гибель для партии», — заявил г-н Гозман в беседе с корреспондентом «Времени новостей».

Кроме того, по его мнению, к активизации противоборства внутри правых сил приложили руку действующие городские власти и представители правящей партии. «В мэрии обеспокоены нашей позицией, тем, что мы можем получить поддержку общественности, и делают все, чтобы не допустить нашего участия в выборах», — утверждает г-н Гозман. Например, по его словам, в «Правом деле» появилась группа, блокирующая взвешенный список кандидатов на выборах в Мосгордуму. Доживет ли праволиберальное движение до выборов в едином составе, судя по всему, покажет политсовет партии, заседание которого должно состояться в ближайшую субботу.

Очередной раскол правых, судя по всему, весьма вероятен — как рассказала «Времени новостей» помощник г-на Титова Татьяна Марченко, ее шеф «ради широкой коалиции демократических сил» готов принести в жертву партбилет. Приостановка членства Бориса Титова в «Правом деле», по ее словам, один из вариантов объединения демократов, который пока еще рассматривается. И председатель «Деловой России» надеется, что его соратники по партии примут в качестве довода возможность таким образом «реально участвовать в выборах, а не имитировать их».

Как рассказал «Времени новостей» лидер «Яблока» и фракции «Объединенных демократов» в Мосгордуме Сергей Митрохин, единственная его задача — достичь максимально высокого результата на выборах и сохранить фракцию хотя бы в нынешнем ее составе. А для этого, по мнению г-на Митрохина, с учетом того, что списочные места в Мосгордуме сократились до 18, а кресла одномандатников, которых стало 17, традиционно занимают представители партии власти, «яблочникам надо преодолеть набранные в 2005 году 11%. «Наши позиции усилит отсутствие конкурентов», — не скрывает г-н Митрохин того, что «Яблоку» было бы выгодно формальное соглашение с правыми. Других демократов, которые смогут оттянуть у его партии голоса, лидер «яблочников» не видит и самоуверенно называет единственным серьезным политическим противником «Единую Россию».

По мнению же заместителя генерального директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, г-н Митрохин напрасно списывает со счетов ЛДПР. Либерал-демократы, традиционно занимающиеся на федеральном уровне оттягиванием голосов у левой оппозиции, в условиях кризиса могут забрать часть электората и у праволиберальных сил. Рост протестных настроений в обществе, который сейчас спровоцирован экономическим кризисом, по мнению г-на Макаркина, всегда на руку ЛДПР. «Представители среднего слоя могут отдать голоса Жириновскому просто, чтобы плюнуть в лицо элите», — считает политолог. И Владимир Жириновский, по его мнению, уже начал аккумулировать вокруг себя «растерянных, дезориентированных, с чувством протеста внутри» горожан, демонстрируя свою близость к народу заявлениями о том, что будет лично собирать на подмосковных полях клубнику. При этом, по мнению политологов, лидер ЛДПР к будущей гонке подойдет очень серьезно, поскольку это важная стартовая площадка для следующих выборов в Госдуму, которые состоятся через два года.

Что касается шансов на успех очередной попытки объединения демократов, то в Центре политических технологий их оценивают невысоко. Во-первых, г-н Титов, по мнению политологов, фигура не слишком харизматичная и не имеет опыта в электоральных процессах. Г-н Макаркин полагает, что лидер «Яблока» и сопредседатель «Правого дела» слишком разные для успешного политического тандема. По мнению политолога, демократам еще предстоит «поднять своего избирателя», поскольку основную массу регулярно приходящих на выборы москвичей (а это лишь чуть более 30% населения столицы) составляют верные КПРФ пенсионеры и дисциплинированные сторонники «Единой России». По мнению экспертов, в отличие от Европы, где под влиянием протеста избиратели могут поддержать альтернативные небольшие, в том числе и экзотические, движения, у нас невелики шансы у таких объединений, как Федерация автовладельцев России (которая заявила о своем намерении участвовать в выборах), и у оппозиционных политических партий. По словам г-на Макаркина, партийная конкуренция в целом ослаблена, и по большому счету понятно, кто попадет в Мосгордуму, – пишет “Время новостей.”

Рубрики
СМИ

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.