Следствие еще раз проверит операцию по освобождению заложников «Норд-Оста»
Следственный комитет РФ намерен провести дополнительную проверку в связи с операцией по освобождению заложников, захваченных террористами в Театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года.
Таким образом следствие выполнит решение Лефортовского суда столицы, вначале ноября постановившего возбудить уголовное дело по факту нарушения в ходе спецоперации. «ГСУ СК РФ по Москве, безусловно, выполнит решение Лефортовского суда, которое вступило в законную силу», – сообщил Интерфаксу представитель комиета.
По его словам, принятое ранее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела будет отменено, а по данному факту проведена дополнительная доследственная проверка, по результатам которой СК примет процессуальное решение.
В начале ноября суд удовлетворил жалобу адвоката пострадавших в результате теракта Игоря Трунова, опротестовавшего отказ Следственного комитета от уголовного преследования должностных лиц, руководивших операцией. «Мы выиграли это дело: суд удовлетворил заявление, признал незаконным отказ возбудить дело и обязал следователя устранить нарушение», – заявил Трунов после заседания.
Также Трунов просил возбудить уголовное дело по факту сокрытия сведений об опасности спасательной операции, причинению смерти или вреда здоровья по неосторожности и халатности при организации действий по спасению людей. Ответа на это требование, по словам адвоката, следователи так и не дали
В конце октября 2002 года группа из 40 террористов ворвалась в здание Театрального центра на Дубровке, где в тот момент шел популярный мюзикл «Норд-Ост» и взяла в заложники более 900 присутствовавших на представлении зрителей. Спустя три дня спецслужбы провели штурм здания, уничтожив всех преступников и освободив часть заложников. При этом некоторые из пострадавших погибли из-за воздействия примененного в ходе спецоперации газа.
В декабре прошлого года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал факт нарушений, допущенных в ходе штурма здания силовиками, однако постановил, что сам факт операции не нарушал права заложников. В связи с этим с российских властей было взыскано 1,3 миллиона евро.