Нарушенная тайна
Возбуждено дело против милиционеров, передававших информацию убийцам зампреда Центробанка РФ
В четверг стало известно, что организаторам убийства в 2006 году зампредседателя Центробанка РФ Андрея Козлова помогли мытищинские милиционеры. С разрешения суда они получили распечатку телефонных соединений Козлова, а затем передали эти данные убийцам. В отношении троих сотрудников правоохранительных органов возбуждено уголовное дело.
В четверг Следственный комитет РФ сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении трех сотрудников подмосковных правоохранительных органов, подозреваемых в незаконном прослушивании телефонных переговоров.
«При расследовании уголовных дел у нас всегда закрывают глаза на поведение сотрудников правоохранительных органов»
«Управлением по расследованию особо важных дел Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Московской области расследуется уголовное дело в отношении начальника 1-го городского отдела милиции УВД по Мытищинскому муниципальному району Московской области, действующего и бывшего оперуполномоченных уголовного розыска этого же УВД, подозреваемых в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями)», – говорится в сообщении.
«По данным следствия, указанные лица нарушили права гражданина Козлова А.А. на тайну телефонных переговоров», – отметили в СК РФ.
По данным неофициальных источников, речь в данном случае идет о первом зампредседателя Центробанка РФ Андрее Козлове, убитом в 2006 году. Источник «Росбалта» в правоохранительных органах сообщил, в частности, что милиционеры передали «авторитету» Богдану Погоржевскому распечатки телефонных соединений Козлова, благодаря которым киллеры отследили примерный распорядок дня своей жертвы.
Как пишет в четверг газета «Ведомости», показания на сотрудников правоохранительных органов дал руководитель одной из юридических консультаций Москвы Сергей Косарев, а затем его слова подтвердили осужденные фигуранты дела об убийстве. Косарев сообщил, что в июне 2006 года заказал прослушивание переговоров Козлова знакомому следователю, а тот поручил это милиционерам Сергею Рыбакову, Роману Заике и Владиславу Зиньковскому. По данным издания, Рыбаков сейчас оперуполномоченный в ГУВД Москвы, а Заика и Зеньковский продолжают работать в Мытищах и получили повышение.
Санкцию на эти оперативные мероприятия сотрудники правоохранительных органов получили у судьи Мытищинского горсуда Светланы Бодровой.
В итоге милиционеры передали данные о звонках Козлова и его водителя Александра Семенова с привязкой к базовым станциям (что позволяет определить местонахождение и передвижения абонента) через руководителя отдела серпуховского СО СКП РФ Андрея Сидякина.
Официальные органы связь уголовного дела в отношении милиционеров с делом об убийстве зампредседателя ЦБ не подтверждают. В разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД старший помощник руководителя Главного следственного управления СК РФ по Московской области Ирина Гуменная не уточнила, о каком именно А.А. Козлове идет речь. Она отметила также, что время, место и подробности совершения преступления, которое расследуется в рамках этого дела, следствие не раскрывает.
По словам Ирины Гуменной, на данный момент обвинение милиционерам не предъявлено.
«Коррупционная составляющая и участие в противоправной деятельности сотрудников правоохранительных органов распространены повсеместно, – сказал газете ВЗГЛЯД адвокат Игорь Трунов, представлявший интересы осужденного за убийство Андрея Козлова банкира Алексея Френкеля. – Если мы возьмем любое уголовное дело, то увидим там сотрудников правоохранительных органов в роли в той или иной степени посредников и пособников. К огромному сожалению, они делятся информацией, продают свое служебное положение и полномочия».
«При расследовании уголовных дел у нас всегда закрывают глаза на поведение сотрудников правоохранительных органов. При обыске у Френкеля украли 200 тыс. долларов, и этот вопрос висит еще до сих пор. Если бы весы стали клониться в сторону реальной борьбы с коррупцией, то и здесь пришлось бы возбуждать уголовное дело, потому что есть конкретные фигуранты», – отметил он.
Первый заместитель председателя ЦБ Андрей Козлов, курировавший вопросы банковского надзора (принимал решения по выдаче и отзыву банковских лицензий), был убит вечером 13 сентября 2006 года в Москве недалеко от входа во дворец спортивных игр «Спартак». Он приехал туда после работы поиграть с коллегами в футбол.
По окончании матча Андрей Козлов и его водитель вышли из манежа. Двое убийц поджидали их в кустах возле служебного автомобиля чиновника.
Первые две пули попали водителю в грудь – он скончался на месте. Затем неизвестные несколько раз выстрелили из пистолета в Козлова, одна пуля попала банкиру в голову. Следователи отмечают, что эта деталь характеризует убийство как заказное. Козлов с огнестрельными ранениями был доставлен в 33-ю городскую клиническую больницу Москвы, где позже скончался.
По завершении расследования Генпрокуратура сообщила, что, «по версии следствия, заказчиком убийства Андрея Козлова является банкир Алексей Френкель, который был задержан в ночь на 11 января».
В октябре 2006 года были задержаны исполнители убийства, а в ноябре – декабре 2006 года – посредники.
Френкель своей вины в преступлении не признал, заявив, что вероятный заказчик убийства Андрея Козлова – председатель Центробанка России Виктор Мельников.
Вердикт по делу Козлова был вынесен в конце октября 2008 года. Большинством голосов коллегия присяжных сочла доказанной вину банкира Френкеля в организации убийства первого заместителя председателя Центробанка РФ Андрея Козлова.
Основной фигурант дела – Френкель – рассчитывал на оправдательный вердикт коллегии и ждал, что его признают невиновным. Он даже попросил защитника вызвать в суд две машины с водителями, поскольку рассчитывал исключительно на оправдательное решение присяжных. 13 ноября 2008 года он был приговорен к 19 годам тюрьмы.
Последний обвиняемый по этому делу Андрей Космынин долгое время скрывался, он был задержан в декабре 2009 года.
В марте прошлого года Космынин был приговорен к 9 годам лишения свободы. Согласно обвинительному заключению, они вместе с Богданом Погоржевским доставляли оружие к месту убийства и руководили его исполнением. На суде Космынин полностью признал вину.