Десять лет после "Норд-Оста" - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Десять лет после “Норд-Оста”

23 октября 2012
57

 

Во вторник исполняется ровно десять лет трагедии в театральном центре на Дубровке, где во время спецоперации по освобождению 916 заложников погибли 130 человек

Изображение внутри записиМосква. 23 октября. INTERFAX.RU – Во вторник исполнилось ровно 10 лет со дня захвата заложников во время мюзикла "Норд-Ост" в театральном центре на Дубровке. С 23 по 26 октября 2002 года 40 террористов удерживали 916 заложников на улице Мельникова, дом 7. В результате штурма погибли 130 человек, а спецслужбы уничтожили всех 40 террористов.

Памятные мероприятия, посвященные 10-й годовщине трагических событий в театральном центре на Дубровке, пройдут в пятницу, 26 октября. В 07:40 в строящемся у театрального центра храме пройдет литургия. В 09:30 состоится освящение колоколов, а в 10:00 с минуты молчания начнется памятное мероприятие. "В 10:00 у театрального центра соберутся сотни людей – участники той страшной трагедии, родные и близкие погибших, журналисты, публичные личности, те, кто в те страшные дни заходил в здание театрального центра и вел переговоры с террористами, и просто те, кто был неравнодушен к трагедии", – рассказали "Интерфаксу" в пресс-службе префектуры Юго-Восточного административного округа столицы.

По традиции в московское небо запустят 130 воздушных шаров в память о жертвах теракта. К памятной доске с именами погибших будут возложены цветы. В пресс-службе сообщили, что завершится памятное мероприятие концертом-реквиемом и церковной поминальной службой.

23 октября 2002 года в театральном центре на Дубровке террористы во время мюзикла "Норд-Ост" взяли в заложники более 900 человек и удерживали их на протяжении трех дней. Утром 26 октября был произведен штурм здания. В результате спецоперации все террористы были уничтожены. 130 заложников, в том числе 10 детей, погибли.

Большинство из них погибло уже после штурма, что послужило поводом для обвинения властей в том, что газ, применявшийся в ходе спецоперации, был вреден для людей. Его формула до сих пор засекречена.

Потерпевшие до сих пор не дождались компенсаций

64 человека, пострадавшие в ходе спецоперации, направили иск в ЕСПЧ. Среди них пострадавшие и родственники погибших. Пострадавшие требовали обязать российские власти привлечь к уголовной ответственности организаторов спецоперации по освобождению заложников, в ходе которой спецназ применил ядовитый газ, а также выплатить компенсацию родственникам погибших и потерпевшим. По словам истцов, в результате использования газа были убиты и ранены не только террористы, но и большое количество заложников. Истцы ссылались на статью 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на жизнь) и статью 3 (запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения). Они пожаловались на непропорциональное применение силы спецслужбами России во время освобождения заложников, на нехватку медицинской помощи, оказанной заложникам, а также на неспособность властей провести эффективное расследование в связи с происшествием.

ЕСПЧ 20 декабря прошлого года вынес положительное решение по жалобе потерпевших, обязав РФ выплатить им компенсацию за моральный ущерб в размере от 8,8 тыс. до 66 тыс. евро каждому. Суд признал, что власти недолжным образом спланировали и провели спасательную операцию, а также не смогли провести эффективное расследование ее хода. В начале июня текущего года решение ЕСПЧ вступило в силу.

Ссылаясь на решение ЕСПЧ, защита потерпевших потребовала от руководства Следственного комитета России (СКР) возбудить уголовные дела о причинении вреда здоровью. В своем заявлении на имя председателя СКР Александра Бастрыкина адвокат пострадавших Игорь Трунов просил "возбудить уголовное дело по фактам: сокрытия информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, причинения смерти по неосторожности, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью по неосторожности". По мнению Трунова, дело должно быть возбуждено и по статье о "халатности должностных лиц, которые отвечали за организацию первой помощи пострадавшим, их транспортировку в стационары, а также за общую координацию действий по спасению людей".

В рамках уголовного дела Трунов просил провести комплексную криминалистическую экспертизу по действиям руководителя и членов оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. Адвокат в своем заявлении просил дать оценку действиям всех руководителей спасательной операции.

Следствие, в свою очередь, отказало в возбуждении уголовного дела, не найдя в действии должностных лиц состава преступления.

В минувшую пятницу Лефортовский суд Москвы перенес на 25 октября рассмотрение жалобы на отказ в возбуждении дел по искам пострадавших при теракте на Дубровке. Как передал корреспондент "Интерфакса", суд счел необходимым отложить заседание, поскольку на него не явились следователь и прокурор вместе с материалами уголовного дела. Также к следующему заседанию в суд должен поступить официальный перевод решения Европейского суда по правам человека по данному делу.

Спецслужбы: "Ну не смогли"

В Госдуме считают, что операция по освобождению заложников в театре на Дубровке прошла успешно. Как заявил в минувший понедельник член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Владимир Васильев, штурм был проведен "точечно и очень профессионально". По его словам, спецподразделения выполнили свою задачу: не допустили взрыва и уничтожили всех террористов.

"К сожалению, не удалось минимизировать результат в плане потери человеческих жизней. Мы не уберегли наших граждан, по разным причинам. Оказать своевременную медицинскую помощь тем, кто в ней нуждался, не удалось. Я в какой-то степени принимал в этом участие и не снимаю с себя часть вины. Ну не смогли", – сказал Васильев.

При этом Васильев отметил, что десять лет назад при проведении спецоперации сказалась неподготовленность спецслужб к таким событиям. "Мы действительно были сильно не готовы. Особенно в правовом плане. За это время принято большое количество законов, которые выстроили вертикаль, когда все четко и понятно. Были внесены изменения и в плане освещения операции в СМИ. Была ужесточена ответственность за совершение терактов, финансирование терроризма, а также соучастие и содействие. Запретили выдачу тел террористов и сообщение места их захоронения",- отметил Васильев. Он подчеркнул, что по истечении 10 лет в этом деле не осталось никаких секретов и неоткрытых фактов. "Нет ничего такого, что я бы смог сообщить вам за истечением 10 лет, за истечением срока давности. К сожалению, открылось больше плохого, чем хорошего. Но это тоже все уже известно",- заявил депутат.

Кобзон: "Обидно, что забывают"

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре, народный артист СССР Иосиф Кобзон выразил сожаление, что жертв этого теракта постепенно забывают. "Представители мэрии перестали приходить на Дубровку. Может быть, была какая-то установка забыть, не напоминать. Может быть и такое. Не знаю. Обидно это", – сказал Кобзон журналистам накануне в понедельник.

Между тем глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов во вторник возложил цветы у Театрального центра на Дубровке. "Я это делаю каждый год", – сказал Федотов "Интерфаксу". "Не забудьте сегодня положить цветы к стене на Дубровке. Пока здесь довольно пустынно", – написал глава СПЧ в своем "Твиттере".
 

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.