ДТП на Ленинском. Подана жалоба в ЕСПЧ.
В Европейский Суд по правам человека сегодня подана жалоба по делу ДТП на Ленинском проспекте. Врач Ольга Александрина, посмертно была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ.
Защита жалуется в ЕСПЧ о нарушении статьи 6 – право на справедливое судебное разбирательство. Гагаринский Суд при отсутствии федерального или какого либо иного законодательства, рассмотрел уголовное дело по правилам, которые сам суд для себя и установил, принял процессуальное решение, вынесение которого никаким законом также не регламентировано, признал виновным лицо, чей правовой статус законом не определен, проводил судебное заседание при отсутствие законной процедуры, в котором никто из участников процессе не имел законодательно закрепленного правового статуса, не имел установленных законом прав и обязанностей.
25.01.2013 проекта Федерального закона N 180771-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (должна появится в УПК РФ новая глава, регламентирующая порядок производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности), законопроект принят только в первом чтении.
В соответствии с Европейской конвенцией, задача термина, закрепленного статьей 6 Конвенции «установленный законом» – обеспечить, «чтобы юридическая организация в демократическом обществе не зависела от выбора исполнителя, и чтобы она регулировалась законом, исходящим от Парламента» (см. Занд против Австрии, ходатайство №7360/76, протокол Комиссии от 12 октября 1978г., Решения и Протоколы (DR) 15, стр. 70 и 80).
Организация судопроизводства не может быть разрешена по усмотрению судебных инстанций (см. Коэм и другие против Бельгии, №№32492/96, 32547/96, 32548/96, 33209/96 и 33210/96, §98, ECHR 2000-VII).
Положения и нормы, содержащиеся в национальном законодательстве, должны быть ясно определены, чтобы можно было предвидеть применение самого законодательства, то есть чтобы национальное законодательство отвечало стандарту "законности", установленному Конвенцией. (см. Постановление Европейского суда по делу "Худоеров против Российской Федерации" (Khudoyorov v. Russia), жалоба N 6847/02, § 146 – 148, ECHR 2005; Постановление Европейского суда по делу "Барановский против Польши" (Baranowski v. Poland), жалоба N 28358/95, § 50 – 52, ECHR 2000-III).
Основную угрозу для соблюдения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства представляет отсутствие в законе ключевых терминов (см. решение Европейского Суда по правам человека от 4 июня 2002 г. по жалобе № 37331/97 Landvreugd v The Netherlands).
Суды по данной категории дел в отсутствии закона идут в России повсеместно, (как пример – Дело Магницкого). Судебная система перешла на судопроизводство «по понятиям».
Напомним, ДТП произошло 25.02.2010 на Ленинском проспекте с участием автомобиля марки «Merсedes-Benz S500 4matic» высокопоставленного лица ОАО «Лукойл» Анатолия Баркова и автомобиля марки «Citroёn C3» под управлением Ольги Александриной.
В результате погибли Ольга Александрина и Вера Сидельникова – известный врач гинеколог.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14.07.2011 №16-П указал на обязанность федерального законодателя внести в действующее правовое регулирование (УПК РФ) изменения, направленные на обеспечение государственной, в том числе судебной, защиты чести, достоинства и доброго имени умершего подозреваемого (обвиняемого) и прав, вытекающих из принципа презумпции невиновности, в том числе конкретизировать перечень лиц, которым, помимо близких родственников, может быть предоставлено право настаивать на продолжении производства по уголовному делу с целью возможной реабилитации умершего, процессуальные формы их допуска к участию в деле и соответствующий правовой статус, предусмотреть особенности производства предварительного расследования и судебного разбирательства в случае смерти подозреваемого, обвиняемого (подсудимого), а также особенности решения о прекращении уголовного дела по данному нереабилитирующему основанию.
После долгого расследования дело передали в Гагаринский суд, где судья Зельдина О.В. признала виновной Ольгу Александрину.
Гагаринский районный суд при отсутствии федерального, или какого-либо иного законодательства, рассмотрел уголовное дело по правилам, которые суд сам для себя и участников процесса установил, принял процессуальное решение, вынесение которого никаким законом не регламентировано, признал виновным лицо, чей правовой статус законом не определен, провел судебное заседание при отсутствие законной процедуры, в котором никто из участников процессе не имел законодательно закрепленного правового статуса, не имел установленных законом прав и обязанностей.