Юридические и практические аспекты суррогатного материнства // Юридический Мир № 8-9, 2004 - 1 п.л. - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Юридические и практические аспекты суррогатного материнства // Юридический Мир № 8-9, 2004 – 1 п.л.

К сожалению, материал недоступен

СУРРОГАТ (м. лат.) – вещество, снадобье, заменяющее, по нужде, другое; подстава, замен, заместок, зауряд.
В. И. Далъ.
Толковый словарь живого великорусского языка

Суррогатное материнство – сравнительно новый вид вспомогательной репродуктивной технологии, основанной на экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО), т.е. зачатии не в теле человека и последующем переносе оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) в матку другой женщине. Хотя суррогатное материнство может принимать различные формы, их общая черта заключается в том, что существует договор между женщиной, вынашивающей плод, и супружеской парой, согласно которому суррогатная мать вынашивает и рожает ребенка, а затем передает новорожденного на усыновление "нареченным" родителям.
При полном суррогатном материнстве не существует никакого генетического родства между суррогатной матерью и ребенком: в матку суррогатной матери вводят зиготу, которая образована из гамет (яйцеклетки и сперматозоида) нареченных родителей.
Известны также случаи суррогатного материнства, когда мужские гомосексуальные пары заключали соглашение с женщиной, чтобы она родила им ребенка.
Программа суррогатного материнства дает шанс иметь ребенка женщинам, у которых по тем или иным медицинским показаниям беременность невозможна или нежелательна. Сейчас в России около 5,5 миллиона супружеских пар, которые не могут завести детей по тем или иным медицинским показаниям, а в мире таких пар – 20%. Сколько из них решаются прибегнуть к помощи суррогатной матери? Такой статистики, разумеется, нет. Родители, решившиеся на этот шаг, так же как и суррогатная мать, в подавляющем большинстве случаев тщательно оберегают тайну рождения ребенка.
История суррогатного материнства уходит своими корнями в далекие времена. Существует легенда о жившем в V веке до н.э. индийском царевиче по прозвищу Махавира, что в переводе с санскрита означает Великий герой. История о его происхождении удивительным образом предугадывает один из методов искусственной репродукции человека – метод суррогатного материнства.
Дело в том, что Великий герой решил подшутить над богами и родиться не в касте кшатриев (воинов), а в касте брахманов. Допустить, чтобы Великий герой родился от брахманки, боги не могли. На земле забеременели сразу две женщины: кшатрийка и брахманка. Пока обе будущие матери спали, боги плод кшатрийки вложили в чрево брахманки и наоборот. Так Великий герой родился в том сословии, которое было ему предназначено богами. А обе женщины стали первыми известными нам прообразами суррогатных матерей.
Реальная история человечества свидетельствует о том, что на самом деле прообраз суррогатного материнства появился за несколько тысячелетий до того, как стало возможным экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Достаточно с этой точки зрения посмотреть, скажем, на возникшие на заре человечества институты многоженства, наложниц, содержанок и т.д. Человек запрограммирован природой на продолжение рода, и если это по каким-то причинам не удается сделать естественным путем, значит, надо придумать другие. Если жена египетского фараона не могла родить, сына-наследника царской чете рожала наложница.
Что касается непосредственно искусственного оплодотворения, то научные исследования в этом направлении начались в 50-х годах прошлого века. Первый ребенок, зачатый не в организме матери (Луиза Браун) появился на свет 25 июля 1978 года в Англии. В 1979 г. в Мельбурне (Австралия) у Луизы появился "брат по методу". В наши дни это стандартная медицинская процедура, использующаяся во многих клиниках разных стран. На территории СНГ (Харьков) впервые программа суррогатного материнства была применена в 1995 году: мать родила ребенка собственной дочке с врожденным отсутствием матки.
Сейчас в нашей стране насчитывается около 30 лабораторий по экстракорпоральному оплодотворению. Врачи предполагают, что за 10 лет их существования при помощи этого метода появились на свет примерно 300-500 младенцев. Всего же в мире, по некоторым данным, на начало 21 века родилось порядка 1500 детей от суррогатных мам (по некоторым данным, до 250 тысяч).
В 1996 г. при Санкт-Петербургском институте акушерства и гинекологии имени Отта возник первый в стране центр ЭКО. Его первой клиенткой стала молодая женщина, в процессе беременности потерявшая ребенка и способность к воспроизводству. Ради нее 24-летняя бездетная подруга согласилась выносить ее чадо. Пять раз за беременность она лежала на сохранении, родив посредством кесарева сечения двух семимесячных девочек чуть более двух килограммов весом каждая. И хотя официальная мать подарила роженице квартиру, этот случай упоминается специалистами как пример настоящей дружбы.
В качестве заменяющих матерей часто выступают родственники бесплодной пары. Например, в Австралии в 1994 году позволили стать заменяющими матерями сестрам и кузинам генетических родителей. В штате Северная Каролина (США) сестра женщины, которая сама не в состоянии была выносить ребенка, была использована в качестве суррогатной матери и в мае 1994 года родила ребенка. Прежде чем принять такое решение, супруги шесть лет лечились от бесплодия.
Англичанке Эдит Джонс был пересажен эмбрион ее замужней 22-летней дочери. А самый первый случай вынашивания ребенка матерью вместо бесплодной дочери зарегистрирован в ЮАР в 1987 году.
У двадцатипятилетней Инны есть муж, четырехлетняя дочка и двухлетний сын. Она по образованию экономист, муж – рабочий на государственном предприятии с мизерным и весьма нерегулярно выплачиваемым окладом. Супруг вполне нормально отнесся к идее жены выносить чужого ребенка за деньги, но оговорил и себе небольшую приплату – за неудобства, которые ему придется терпеть (например, в сексуальном плане). В Петербургский центр ЭКО Инна пришла по объявлению и считает, что нет абсолютно ничего дурного в том, что она хочет безбедно прожить несколько лет на то, что заработает, выносив чужого ребенка. Желание оставить ребенка себе у нее вряд ли появится: живет семья в стесненных жилищных условиях. К тому же ребенок будет похож на родителей, которые могут оказаться и темнокожими.
Тридцатидвухлетняя Антонина, мать двоих сыновей, решила поработать "инкубатором", как она утверждает, с благословения своего духовника. "Этим, – говорит она, – заглажу грех: я сделала несколько абортов. Теперь искуплю вину перед теми, кого рожать не пожелала".
Тридцатилетняя Нина в разводе с мужем, сыну девять, жить трудно. Так почему бы не попытаться за довольно короткий срок и более чем ответственную работу получить хорошие деньги? Какую сумму? Нина считает, что человек не может стоить дешевле хорошего автомобиля или квартиры.
Певица Алена Апина 7 лет лечилась от бесплодия, беременела, но выносить ребенка не могла. У нее было 9 выкидышей и одна внематочная беременность. В конце концов, она решила прибегнуть к услугам суррогатной матери.
– Врачи говорят мне: "Вот успокоишься и станешь мамой", – рассказывает Апина. – Я действительно хочу сама родить ребенка и даже не одного. Но пока пришлось доверить рождение дочки Ксюши суррогатной маме. Мы боялись, что дочь родится слабенькой, но все обошлось, и, хотя я очень занята, читаю сказки на ночь и укладываю ребенка спать сама – этим компенсирую свои долги перед дочкой за то, что не я ее выносила. С Ксюшиной суррогатной мамой мы не общаемся, хотя она очень приличный и самодостаточный человек. Она научный работник, мать двоих детей. Но ее семья нуждается в деньгах. Дочку у нее забрали сразу после родов, Мы заплатили этой женщине и расстались.
Энергетическая связь с сыном, рассказывает Ольга, у меня была всегда. Даже когда я была далеко от него, а он был в утробе Люси (американской суррогатной матери). Он мне снился, я его видела, видела, какой он будет. И он родился таким, каким я его представляла.
Надо сказать, я абсолютно не ревновала. Считаю, что чем больше людей любят моего сына и хорошо к нему относятся, тем лучше для него. Мы с семьей Люси стали очень близкими друзьями.
Если же говорить о том, нужно ли суррогатное материнство, то ко мне часто подходят женщины и спрашивают, куда им обратиться. Ведь отсутствие ребенка – это несчастье не только для родителей, но и для всех родных, друзей. Я знаю, как счастливы теперь мои родители и родители мужа. Когда их встречают старые друзья, то говорят: "Наконец мы можем говорить при вас и о своих внуках. Мы раньше стеснялись и не хотели делать вам больно".
Острые проблемы падения рождаемости и демографического кризиса присущи не только современной России. Институт рождаемости крайне актуален и для многих других стран Европы. Центр демографии и экологии человека подсчитал, например, что уже к середине нынешнего века европейцев останется не более 10-15% от населения планеты. Что касается России, то в ней число смертей в течение уже более 10 лет превышает число рождений. Рождаемость не достигает даже уровня простого замещения поколений. При такой ситуации, если она не изменится коренным образом, население нашей страны с нынешних 145 миллионов человек может сократиться к 2010 г. до 60-70 миллионов человек, а доля нашей страны в мировой демографической иерархии составит не более 1% от общей численности населения мира. (Для сравнения: в 1950 г. доля РСФСР, еще не восстановившей довоенное население, составляла более 4%, а доля СССР – 7,1% населения планеты).
По некоторым данным, 20% супружеских пар в мире не обладают естественной способностью к рождению детей. Может показаться, что единственный выход для этих людей – усыновление ребенка. Однако известно, что эмбрионы могут приживаться у другой (посторонней) женщины. Программа "суррогатного материнства" (этот термин уже стал привычным как для слуха, так и для понимания) дает шанс иметь ребенка женщинам, которые в силу физических особенностей или медицинских противопоказаний не могут родить самостоятельно.
Основополагающей в суррогатном материнстве является медицинская сторона вопроса. Однако немаловажным является и юридическое сопровождение данных правоотношений. Чтобы войти, как говорится, в тему, остановимся на некоторых центральных понятиях Семейного законодательства Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 1 Семейного кодекса РФ одним из основных начал семейного законодательства является регулирование семейных отношений в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Семья – союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимного уважения и любви, взаимопомощи, ответственности друг перед другом, скрепленный браком для совместного проживания, рождения и воспитания детей. Но счастье рождения ребенка выпадает не каждой женщине. И подавляющее число разводов происходит не из-за пресловутого несходства характеров, супружеских измен, алкоголизма или наркомании одного из супругов, а именно из-за отсутствия ребенка. Никакая пылкая любовь, взаимное уважение, стабильный доход, сходство интересов и вкусов не спасают. Родительские инстинкты берут свое, и бездетные браки распадаются значительно чаще, чем те, в которых есть дети.
Морально-этические, религиозные и юридические аспекты, связанные с практикой суррогатного материнства, оказались особенно сложными. Немаловажное значение при законодательном решении и закреплении вопросов, относящихся к здоровью и этике, имеет отношение государства к новым научным технологиям, в частности к искусственному оплодотворению, имплантации эмбриона, суррогатному материнству и т.д.
Лишь в немногих странах с учетом новых условий и технологий были скорректированы уже имевшиеся или приняты новые законы и министерские приказы о репродукции человека. На общеевропейском уровне 19 ноября 1996 г. Комитет министров Совета Европы принял Конвенцию по правам человека в биомедицине . Конвенция является первым обязательным в области здравоохранения юридическим документом, который направлен на защиту человека от возможных злоупотреблений, связанных с использованием новых биологических и медицинских методов и процедур. Методы искусственного оплодотворения в международном праве регулируются также несколькими директивами, вытекающими из трех рекомендаций Парламентской ассамблеи Совета Европы, резолюциями, принятыми 16 марта 1969 г. Европейским парламентом, и решениями Комиссии по правам человека за №№ 6574/ 71 и 7654/76.
Наиболее сложным в законодательном отношении явилось регулирование метода суррогатного материнства. Применение этого метода постоянно растет, что требует и серьезного правового подхода, ведь речь идет не о покупке автомобиля или дорогой квартиры, а о долгожданном ребенке, о человеческой жизни, о судьбе. Суррогатное материнство не должно стать источником наживы, мошенничества, шантажа и т.д.
Рассмотрим, как решаются вопросы суррогатного материнства за рубежом. Наиболее прогрессивным государством в этом отношении является США. Во многих столицах его штатов открыты агентства по применению метода суррогатного материнства. Агентства имеют картотеку со списками женщин, желающих стать суррогатными матерями. Такие агентства часто возглавляются докторами или адвокатами. Американское законодательство не имеет единой правовой базы по применению этого метода. Конституция США предоставляет государственным Собраниям штатов право самостоятельно принимать законодательные акты в области здравоохранения. Каждый отдельный штат США самостоятельно создает законодательную базу, в том числе и касающуюся вопросов суррогатного материнства.
Мировым центром суррогатного коммерческого материнства считается штат Калифорния. Здесь предоставляются международные услуги вынашивающих матерей. В 1992 году Законодательный орган Калифорнии принял решение о том, что контракты на выполнение услуги суррогатного материнства не противоречат общественному сознанию, и поэтому принял законопроект о разрешении суррогатного материнства на коммерческих началах.
Губернатор штата наложил вето на этот законопроект. Годом позже Верховный суд Калифорнии вынес решение о признании юридическими родителями ребенка, рожденного с помощью метода суррогатного материнства, супругов, заключивших договор на вынашивание ребенка заменяющей матерью. Таким образом, в Калифорнии стал применяться принцип, который затем был закреплен законодательно, в соответствии с которым все права в отношении ребенка, рожденного с помощью суррогатной матери, предоставляются генетическим родителям.
В некоторых других штатах США, например в Вирджинии, законодательством запрещены (с 1 июля 1993 г.) только коммерческие соглашения о суррогатном материнстве и не допускается рассмотрение судебных исков по таким соглашениям. Договоры суррогатного материнства признаются действительными при наличии следующих условий:
– необходимо, чтобы суррогатная мать была замужем и имела детей;
-муж суррогатной матери должен принимать участие в заключении договора;
– женщина, которая желает заключить подобный договор, самостоятельно не может выносить и родить ребенка;
– по крайней мере один из потенциальных родителей является донором генетического материала.
Договор о суррогатном материнстве заключается судом. Договор должен заключаться по доброй воле, его содержание должно быть понятно сторонам. Одновременно назначается опекун, который должен представлять интересы ребенка до момента передачи его заказчикам. Закон Вирджинии о суррогатном материнстве закрепляет правила распределения расходов, если таковые не определены в договоре, при расторжении договора . При оформлении родительских прав приоритет признается за законными родителями, которые по медицинским показаниям не могли иметь ребенка и изъявили желание воспользоваться методом суррогатного материнства.
В Великобритании по закону 1985 г. юридической матерью ребенка считалась женщина, которая его выносила и родила, что не учитывало развивающийся метод суррогатного материнства. Однако в 1990 г. этот вопрос был решен по калифорнийскому подобию, что позволило ребенку после его рождения быть признанным законным ребенком генетических родителей без вынесения решения суда. В Австралии сложилось отрицательное отношение к использованию коммерческого суррогатного материнства. В Украине в случае имплантации в организм другой женщины зародыша, зачатого супругами, родителями ребенка являются именно супруги.
В российском законодательстве также произошли изменения, отражающие современные технологии в обрасти деторождения. В 1995 г. в Семейный кодекс РФ были внесены изменения, связанные с применением методов экстракорпорального оплодотворения. 15 ноября 1997 г. за №143-ФЗ был принят Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", который позволяет произвести регистрацию рождения ребенка на его генетических родителей.
Тем не менее, законодательство Российской Федерации далеко от совершенства в области репродуктивных технологий. Например, в законе отсутствует понятие суррогатной матери, что является недопустимым. Необходимо констатировать, что Семейный кодекс РФ вообще не содержит понятийного раздела, хотя многие вновь появившиеся в нем положения являются новацией и их определения существенны в целях правильного правоприменения.
Суррогатную мать можно определить как – здоровую женщину, согласную на основе соглашения (договора) после искусственного оплодотворения выносить и родить ребенка для другой семьи. Зачатие происходит в условиях специализированного медицинского учреждения (без полового акта), для чего могут использоваться как яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары, так и доноров.
Термин "суррогат" (от латинского "суррогат" – вещество, снадобье, заменяющее по нужде другое; подстава, замен, заместок ) режет ухо, когда речь идет о естественном акте рождения ребенка, пусть не биологической матерью, а женщиной, которая всего лишь выносила его. Но термин этот считается официальным, и законодателю ничего не оставалось, как им воспользоваться.
Суррогатное материнство стало возможным после того, как был разработан метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), или, как говорят в народе, "зачатия в пробирке". Сначала все происходит так же, как при ЭКО: у женщины берут яйцеклетку, оплодотворяют in vitro спермой мужа, но эмбрион подсаживают уже другой женщине, которая и вынашивает ребенка для его генетических родителей. Как ни странно, медики говорят, что эмбрион приживается в теле чужой женщины даже лучше, чем у родной матери, хотя такие неприятности, как внематочная беременность или выкидыш, тоже случаются.
В суррогатные мамы совсем не обязательно приглашать родственниц или искать женщин своего возраста и своей группы крови. Главное, чтобы кандидатка, которая берется выносить чужого ребенка, была здорова и относительно молода. Синхронизировать биологические процессы в организмах двух женщин для медиков большой проблемы не составляет. Гораздо сложнее решить проблемы психологические. Поэтому желательно, чтобы суррогатная мать уже прошла через беременность и роды, имела своего ребенка, а лучше – двух.
Существуют и требования к суррогатной матери. Приказом Минздрава РФ от 26 февраля 2003 г. № 67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия" введены требования, предъявляемые к суррогатным матерям. Это возраст – от 20 до 35 лет; наличие собственного здорового ребенка; психическое и соматическое здоровье.
Такое кардинальное ограничение возраста суррогатной матери, введенное с 2003 г. приводит к отрицательным последствиям. Известны случаи, когда матери самостоятельно вынашивали детей для своих бесплодных дочерей. Более безопасный и недорогой способ (за исключением оплаты медицинских услуг) вряд ли можно предложить. Кто же еще так бережно подойдет к вопросу вынашивания ребенка, как не родная бабушка, тетя или сестра. Безусловно, Министерство здравоохранения исходило из благих намерений рождения здоровых детей. Но, как заявляют медики, если женщина физически здорова, то зачать методом ЭКО и выносить здоровенького ребеночка возможно и когда женщина уже находится в менопаузе, а это в среднем 50-55 лет.
Способ рождения ребенка с помощью суррогатной матери вызывает множество споров и грозит многими осложнениями. Известно немало судебных процессов и скандалов, связанных с использованием суррогатного материнства. Например, нередко суррогатные матери отказываются отдавать рожденного ребенка его настоящим родителям. Случались и обратные ситуации – родившегося неполноценным ребенка отказывались забирать его генетические родители, мотивируя свой отказ тем, что его неполноценность обусловлена пагубным влиянием организма суррогатной матери. Эти осложнения привели к тому, что в отдельных штатах США суррогатное материнство запретили к использованию. Вместе с тем многие супружеские пары получили возможность иметь своего ребенка именно благодаря этому способу. Следует отметить, что проблемы и осложнения в подавляющем большинстве случаев возникают, когда в качестве суррогатных матерей используются профессионалки, то есть женщины, получающие за это деньги. Если же выносить ребенка соглашается близкая родственница (сестра или мать), подруга или знакомая пары, подобных проблем, как правило, не возникает.
Правовые аспекты суррогатного материнства определены действующим законодательством Российской Федерации: пункт 4 статья 51, пункт 3 статья 52 Семейного кодекса Российской Федерации; пункт 5 статья 16 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.97 № 143-ФЗ.
Статья 51 (п. 4) СК РФ гласит: "Лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений. Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)".
Часть 3 ст. 52 СК РФ регламентирует, что: "Супруг, давший в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства.
Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать (часть вторая пункта 4 статьи 51 настоящего Кодекса) не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства".
Пункт 5 ст. 16 Закона "Об актах гражданского состояния" закрепляет правила, что при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка".
То есть приоритетное право решать судьбу ребенка принадлежит суррогатной матери, и на практике может возникнуть ситуация, когда генетическим родителям будет отказано в материнстве и отцовстве.
Здесь и возникают основные юридические проблемы, которые требуют более четкого законодательного регулирования. Во избежание ряда крайне важных для сторон проблем (отказ в передаче ребенка генетическим родителям, вымогательство, шантаж, отказ генетических родителей принять своего ребенка и т.д.) отношения по вынашиванию ребенка, как и иные гражданские правоотношения, должны регулироваться договором, заключенным между сторонами, которому необходимо уделять чрезвычайно тщательное внимание.
Соглашение (договор) о суррогатном материнстве бывает коммерческое или некоммерческое, то есть альтруистическое. При коммерческом суррогатном материнстве суррогатная мать получает плату или какую-либо материальную выгоду. Некоммерческое суррогатное материнство не предполагает оплаты или материальной выгоды, кроме оплаты расходов, связанных с беременностью, например медицинского ухода
В договоре как минимум должны оговариваться следующие положения:
1. Компенсация расходов на медицинское обслуживание.
2. Компенсация потерь в заработке.
3. Место проживания суррогатной матери в период беременности.
4. Медицинское учреждение, где будет происходить искусственное оплодотворение.
5. Последствия рождения неполноценного ребенка.
6. Обязанность суррогатной матери соблюдать все предписания врача, направленные на рождение здорового ребенка.
7. Обязанность суррогатной матери передать ребенка после его рождения генетическим родителям.
8. Обязанность генетических родителей принять ребенка.
9. Санкции за невыполнение условий договора.

Если суррогатная мать остается анонимной, то целесообразно заключать договоры:
1. Между суррогатной матерью и медицинским учреждением, где будет проводиться искусственное оплодотворение и дальнейшее наблюдение за протеканием беременности.
2. Между этим медицинским учреждением и супругами-заказчиками.

Кстати, если суррогатная мать на момент заключения договора состояла в браке, то согласие мужа на участие жены в ЭКО является необходимым условием действительности договора. Включение акушера в состав участников договора суррогатного материнства необходимо для того, чтобы бесплодные супруги могли получать полную информацию о состоянии суррогатной матери в период беременности. Только правильное оформление юридических документов поможет сохранить права генетических родителей на ребенка.
При всей сложности морально-этических, медицинских, юридических и других аспектов суррогатного материнства в России этот способ рождения детей развивается и приобретает все большую популярность. Поэтому, как нам видится, необходимо ввести в законодательство четкие критерии регулирования суррогатного материнства, где бы обе стороны и, в первую очередь, ребенок были защищены, их права и законные интересы были бы гарантированы.
Если институт суррогатного материнства будет доступен и распространен не только в таких мегаполисах, как Москва, если он будет поддерживаться и всячески поощряться государством, численность рожденных детей кардинально возрастет, что поможет исправить демографическое положение россиян. Сегодня на суррогатном материнстве лежит тень коммерциализации. Средняя стоимость услуг суррогатной матери – 35-55 тыс. долларов США, что, конечно же, не по плечу большинству семей. Поэтому считаем, что государство должно взять на себя заботу о повышении рождаемости и финансировании медицины для всеобщей доступности программы суррогатного материнства. И второе. Эта тема должна приобрести четкое законодательное регулирование и освещаться в СМИ и в юридической литературе.
У большинства стран отсутствует как законодательство, так и утвержденная политика в отношении суррогатного материнства.
Сложность правовых вопросов, связанных с альтернативной репродуктивной технологией, отражена в многообразии подходов к этой проблеме со стороны региональных организаций и национальных государств. Принятые законы и политика варьируют от полного запрета на суррогатное материнство до установления комплексной юридической базы, призванной учесть права и интересы всех сторон.
Согласно английскому законодательству соглашение о передаче родительских прав недействительно, если оно предъявлено менее чем через 6 недель после рождения ребенка. Кроме того, само по себе желание родителей не является достаточным условием для передачи родительских прав, на это требуется специальное решение суда.
В соответствии с законодательством штата Нью-гемпшир (США) женщина, выносившая и родившая ребенка, имеет право передать его заказчикам в течение 72 часов с момента рождения.
Если медицинская сторона суррогатного материнства в настоящее время не вызывает больших затруднений, то его правовое обеспечение – один из самых сложных вопросов в юридической практике. Впервые этот вопрос рассматривался в Великобритании в связи с деятельностью Национального центра заменяющего материнства.
Именно по его заказу две англичанки за вознаграждение согласились стать суррогатными матерями для бездетных американских пар. Этот акт повлек за собой ряд правовых последствий. В январе 1985 года, после рождения одной из женщин ребенка, суд низшей инстанции по иску органа социального обеспечения вынес решение о задержании новорожденного на несколько дней в роддоме. В результате последовавшей за этим апелляции генетического отца Высокий суд вынес решение, основанное на волеизъявлении заменяющей матери, которая отказалась от ребенка в пользу заказчиков.
В марте 1987 года суд в Стаффорде решил вопрос об оставлении двойни в пользу суррогатной матери, так как она отказалась отдать детей и не взяла причитающиеся деньги.
В том же году в США, в штате Нью-Джерси, состоялся суд, причиной которого также стало нежелание вынашивающей матери Мэри Уайтхед отдать ребенка после его рождения супружеской чете Стернов. Однако в этом случае суд принял сторону бездетной пары и лишил М. Уайтхед материнских прав. Верховный суд своим решением сохранил права Стернов на опекунство ребенка, но наделил суррогатную мать правами матери-визитера.
В Калифорнии по аналогичным обстоятельствам было вынесено судебное постановление о лишении суррогатной матери прав на ребенка и помещении его в детский приют. В результате она была вынуждена отдать младенца генетическим родителям.
Широкую известность получил процесс в США под названием "Дело суррогатной матери и нерожденных близнецов". Молодая англичанка Хелен Бисли согласилась выносить и родить ребенка для американской супружеской пары, у которых уже есть сын. Когда выяснилось, что Бисли носит не одного, а двух младенцев, то заказчики только одного ребенка потребовали, чтобы она избавилась от второго, то есть сделала аборт. На это Хелен ответила решительным отказом и едва не расторгла договор. Она предпочитает родить обоих близнецов и найти им приемных родителей.
Не так давно вся Америка с живейшим интересом следила за ходом судебного процесса Джонсон против Кальвертов, поднявшего массу вопросов, касающихся суррогатного материнства вообще. Супруги, не имеющие детей по причине удаления матки у миссис Кальверт, заключили соглашение с молодой незамужней медицинской сестрой Анной Джонсон об услуге суррогатной матери. За $10 000 последняя согласилась выносить плод, зачатый при оплодотворении яйцеклетки миссис Кальверт сперматозоидом ее же супруга.
Однако незадолго до родов мистер Кальверт неожиданно передумал и подал иск в суд штата Калифорния о признании Анны Джонсон настоящей матерью ребенка. В конечном итоге суд этот иск не удовлетворил, заявив, что генетически этот ребенок является потомком четы Кальвертов, а суррогатная мать, хотя и выносила его в течение долгих 40 недель, лишь играла роль няни, которой родители на время доверили свое чадо. Однако далеко не все были согласны с решением суда – миллионы рожавших женщин, знакомые с ощущением новой маленькой жизни, полагают, что именно беременность и роды, а не генетический материал половых клеток, делают женщину матерью.
Плата суррогатной матери в Санкт-Петербурге составляет 25 – 35 тыс. долларов, в Москве она достигает 50 тыс. Плюс расходы на саму процедуру оплодотворения в пробирке, затраты на содержание мамы-инкубатора во время беременности – полноценное питание, витамины и т.д., платные роды – на них настаивает большинство из тех, кто решил поработать инкубатором, медицинская страховка, ведь беременность и роды – это всегда риск…
На сайте организации The Surrogate Alternatives Inc. есть информация о том, что клиентам программы суррогатного материнства придется заплатить около 22 тыс. фунтов, не считая комиссионных агентству, ежемесячного содержания, стоимости психологического тестирования и проверки уголовного прошлого суррогатных матерей.
В Англии суррогатные матери, вынашивающие ребенка впервые, могут получить около 11 тыс. фунтов, а те, кто уже успешно выносил хотя бы одного суррогатного ребенка, будут просить около 14 тыс. фунтов. Когда контакты бездетных пар и суррогатных матерей осуществляются через агентство, стоимость суррогатного материнства возрастает до 20-30 тыс. фунтов.
В США отношения между лицами, заинтересованными в осуществлении суррогатного материнства, оформляются соответствующим договором. В нем, как правило, суррогатная мать в обмен на компенсацию соглашается осуществить оплодотворение своей яйцеклетки в своем теле, выносить ребенка передать его супругам. Сумма договора обычно составляет от 10-13 до 20 тыс. долларов, из которых около 1000 долларов платятся при зачатии и остальные – после передачи здорового ребенка.
К альтернативному методу обзаведения потомством (ЭКО и суррогатное материнство), несмотря на изменение в ментальности, отношение далеко не однозначно. Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков. Они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Кроме того, многие феминистки думают, что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин, а некоторые церковные группы усматривают в ней дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи.
Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать "своего" ребенка после установления той связи с ним, которая создалась во время 9-месячной беременности и родов.
Сторонники использования суррогатных матерей смотрят на эту практику совсем по-иному. Они указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически "своим" для мужа. Они отмечают также, что подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела, не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества.
Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна их оценить и может сознательно пойти на риск. Таким образом, решение о заключении контракта не будет для нее более рискованным, чем для многих других женщин, выбирающих себе не совсем безопасные занятия.
Несмотря на наличие противоречивых мнений, можно предположить, что суррогатное материнство будет развиваться независимо от того, как к этому будет относиться, скажем, церковь или бабушки во дворе. В общем же плане рассмотренная проблема в очередной раз демонстрирует отставание морали, нравственности и законодательства от науки и прогресса в целом. Когда научная проблема уже решена и воплотилась в конкретные технические решения, общество только начинает дискуссию о принятии или запрете данных технологий, а у законодателя еще нет даже проектов соответствующих законов.