Возмещение вреда пострадавшим от террора Современное право, № 12, 2002 - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Возмещение вреда пострадавшим от террора Современное право, № 12, 2002

И.Л. Трунов,
доктор юридических наук, профессор,
Почетный адвокат России
Опубликовано: Современное право, № 12, 2002

При совершении преступления против личности, конституционных прав и свобод человека причиняется вред. Возмещение потерпевшему вреда – важнейшая и серьезнейшая общечеловеческая проблема. Каждый имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или Законом. Конституция РФ закрепляет данное установление в ст. 52: "Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба".
Под вредом понимается материальный ущерб, выразившийся в уменьшении имущества, и (или) умаление нематериального блага (жизни, здоровья, чести, достоинства, доброго имени, личной неприкосновенности, свободы и т.п.). Объем возмещения должен быть полным и включать как реальный ущерб, так и неполученные доходы, упущенную выгоду (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Компенсация морального вреда – относительно новый институт в современном праве. Многие вопросы законодательной регламентации компенсации морального вреда, а также практика его применения (особенно в уголовном процессе) до сих пор остаются нерешенными. Необходимость же компенсации причиненных преступлением физических и нравственных страданий очевидна.
Под моральным вредом в уголовном процессе понимаются причиненные гражданину преступлением физические, психические или нравственные страдания; под компенсацией такого вреда – заглаживание, восполнение, возмещение в денежной или иной форме причиненного человеку преступлением имущественного и физического ущерба, психического вреда и нравственных страданий. Конечно, денежная компенсация не возместит утраты человеческой жизни, повреждения здоровья, не снимет нравственных страданий от пережитого страха, стыда, унижения и иных негативных эмоций, но поскольку деньги являются универсальным имущественным эквивалентом, они позволят хотя бы временно сменить обстановку, как-то смягчить переживания…
Статья 1101 Гражданского кодекса РФ гласит: "Размер компенсации морального вреда определяется судом". Размер компенсации не входит в предмет доказывания по иску, предмет доказывания – это юридический состав, образующий основания иска. Истец может указать сумму, однако мнение истца о размере компенсации не имеет правового значения для суда. Право на определенный размер компенсации порождается судебным решением. Законодатель отвел суду роль эксперта при помощи прецедентных решений, постановлений, а также разъяснении Верховного суда РФ, являющихся общеобязательными для установления единой практики правоприменения.
Законодатель, устанавливая принципы определения судом размера компенсации морального вреда, одновременно указывает ряд критериев, которые должны учитываться при определении этого размера, однако не закрепляет каких-либо правил. По нашему мнению, отправным пунктом определения размера компенсации вреда является в каждом конкретном деле определение степени физических и нравственных страданий, характер и размер причиненного вреда, индивидуальные особенности потерпевшего, имущественное положение ответчика, рассматриваемые с позиций законности.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях когда:
o вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности;
o вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
o вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
o в иных случаях, предусмотренных законом.
Последний пункт статьи перекликается также со ст. 1064 ГК РФ "Общие основания ответственности за причинение вреда", п. 1 которой гласит: "Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда", а п. 2 – "Законом может быть предусмотрено возмещение при отсутствии вины причинителя".
Состав такого преступления, как международный терроризм, был сформулирован еще в 1954 г. Комиссией международного права ООН в Кодексе преступлений против мира и безопасности: совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение актов против другого государства или попустительство совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют целью вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом. Однако современные технологии средств связи, информации, новые виды вооружения, интернациональность жизни размывают понятие "государственная граница". Очевидно, что политкорректное словосочетание "международный терроризм" полностью отражает одну из сторон данного явления, а именно отсутствие четких границ его распространения.
Материальный и моральный вред, причиняемый террористами, ставит вопрос о его возмещении. Вопрос осложняется тем, что непосредственные причинители вреда в большинстве случаев погибают, но даже если они остаются в живых, материального возмещения за их счет добиться трудно.
Полагаем, возможность компенсировать ущерб все же имеется. Правовым основанием этого является общепризнанный факт, что террористы – звенья всемирной террористической сети. Неслучайна и законодательная регламентация борьбы с терроризмом отдельными законодательными актами, предусматривающими помимо прочего иной порядок компенсации возмещения вреда, причиненного в результате террористической акции.
Так, в ст. 17 Федерального закона от 25.07.98 г. № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (в ред. от 21.11.2002 г.) говорится:
"Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта РФ, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда. … Возмещение вреда, причиненного иностранным гражданам <...>, производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм с причинителя вреда".
Неурегулированным на сегодняшний день остается вопрос создания механизма социальной поддержки жертв террора, с помощью которого полученные в результате конфискации[1] средства направлялись бы на выплату компенсаций жертвам преступлений или членам их семей. Полагаем, что необходимые условия для этого в России созданы: во-первых, нормативная база (Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (в ред. от 25.07.2002 г.); Указ Президента РФ от 10.01.2002 г. № 6 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г."; Указ Президента РФ от 01.11.2001 г. № 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"; Постановление Правительства РФ от 02.04.2002 г. № 211 "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу"), а во-вторых, специальные структуры (отдел по борьбе с финансированием терроризма при Министерстве финансов РФ, Комитет по финансовому мониторингу (финансовая разведка)). К тому же Россия – участница международной организации "Эгмонт", объединяющей 59 финансовых разведок мира.
Также необходим, на наш взгляд, механизм направления конфискованных средств структурам, противодействующим финансированию терроризма (например, специальный закон о пресечении обращения денежных средств, используемых для финансирования терроризма, и дополнения к главе 45 ГК РФ "Банковский счет" о необходимости идентификации физических и юридических лиц как условии заключения договора банковского счета).
Целесообразно создать фонд гарантий пострадавшим, который аккумулировал бы деньги, выделенные государством, добровольные пожертвования, конфискованные средства и из которого осуществлялось бы пожизненное социальное обеспечение жертв террора. Фонд также мог бы вести сбор статистических данных о пострадавших от террора в России.
К деятельности же следственных групп, расследующих теракты, стоит подключить налоговую полицию, в задачи которой входил бы розыск прямых или косвенных финансовых пособников террористов.

[1] Предусмотрена Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма (ратифицирована Российской Федерацией; вступила в силу 13 июля 2002 г.). – Ред.

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.