Игорь Трунов: под суд о погромах в Бирюлево попали «стрелочники» - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Игорь Трунов: под суд о погромах в Бирюлево попали «стрелочники»

18 октября 2013
333

О том, что грозит обвиняемым в организации незаконной миграции на овощебазе, в интервью телеканалу «МИР 24» рассказал профессор Академии права и управления ФСИН России Игорь Трунов. 

Москва, 18 октября. Сажать или нет?! Пресненский суд Москвы изберет меру пресечения для совладельца прогремевшей на всю страну плодоовощной базы в Бирюлеве Магомеда Чурилова и гендиректора охранного агентства Виктора Котелевского. Их обвиняют в организации незаконной миграции. Второй владелец базы Алисхаб Гаджиев объявлен в федеральный розыск. О том, что им грозит, в интервью телеканалу «МИР 24» рассказал профессор Академии права и управления ФСИН России, адвокат Игорь Трунов.

 

 

– Начавшийся судебный процесс является показательным или говорит о реальном изменении дел?

Это, конечно, кампанейщина. Реальное изменение дел должно быть связано с логистическими центрами, и прежде всего, с той регламентацией, которая есть сегодня в Москве и по всем городам России. Наведение порядка – это вопрос к административной, исполнительной власти. Если бы привлекли к ответственности чиновников правительства Москвы, которые не смогли надлежащим образом организовать и проконтролировать, то можно было бы говорить о начале системных изменений. Пока же мы видим стрелочников, которые работают на овощебазе и представляют огромный логистический центр, а это две тысячи фур ежедневно и тысяча сотрудников. Площадка сдается в аренду ряду фирм и владельцы не могут контролировать, знать, кто пришел и есть ли у него пистолет или наркотик в кармане. Это не входит в их обязанности.

– Насколько часто статья об организации незаконной миграции применяется в России и насколько суровое по ней наказание?

Наказание суровое – до 7 лет лишения свободы. 322-я статья недавно поменялась на волне ужесточения. Я считаю, что это неправильное ужесточение. Потому что американское, германское чудо и много других экономических чудес базируются, прежде всего, на грамотной миграционной политике, то есть дешевой рабочей силе. Америка вообще живет за счет дешевой рабочей силы. Если взять германское чудо, там 15 млн мигрантов, и овощами торгуют турки.

– Но они же находятся на легальном положении. У нас же подавляющее большинство нелегалов…

Вопрос спорный. В каждой из этих стран идет борьба с нелегальной миграцией. Из Мексики в Америку стремятся целые потоки мигрантов, их отлавливают. Недавно Обама предложил широкую амнистию, в Германии происходит то же самое. Борьба с нелегалами идет всегда, но тем не менее это важный фактор экономического развития государства. У нас статья применяется редко. Поправки были в этом году, они подняли планку ответственности от пяти до семи лет лишения свободы. Случаи, чтобы кого-то посадили, пока единичные на всю страну. Потому что доказать именно организацию очень сложно. И по Бирюлеву будет сложно. Из тысячи человек было трое всего нелегальных мигрантов. Доказать, что руководитель этой базы именно организовал этих троих человек и был в чем-то заинтересован, представляется сложным.

– Кто по данной статье получает реальные сроки? Мелкие частные предприниматели, либо руководители крупных фирм?

Беда в том, что никого не оправдывают потом. Следователи возбуждают дела, чтобы началась кампания, а суды никого не оправдывают – всего 0,4% оправдательных приговоров на всю страну. Эта кампанейщина чревата тем, что при условиях недоказанности вины, отсутствия состава преступления, человека все равно посадят.

– Получается, что даже если бы не было Бирюлева, и этих людей бы задержали, их бы с высокой вероятностью все равно посадили?

Я с одной стороны вижу плюс в том, что СМИ освещают этот процесс и после этого, как правило, вносятся поправки в законодательство. Потому что становится нелепым то или иное обвинение. В ситуации с Бирюлево нелепость заключается в том, что руководитель крупнейшего предприятия организовал трех нелегальных рабочих. В то, что он сам этим занимался, я никогда не поверю.

– Вы бы взялись защищать этих людей?

Профессиональный адвокат, как и профессиональный врач, должен оказывать услуги любому нуждающемуся.

– Если отвлечься от профессии, вы на чьей стороне?

Я помимо юридического имею и экономическое образование. Считаю, что торговать овощами и фруктами москвичи торговать не пойдут, поэтому мы либо уничтожим торговлю овощами и останемся без витаминов на зиму, либо нормализуем систему – чеки, кассовые аппараты… Нужно навести порядок, а это вопрос к нашим чиновникам. Выходит, что наши чиновники – священная корова на фоне всех этих скандалов.

– Получается, что сегодня работодателям дешевле, выгоднее, удобнее держать нелегала, чем оформить его законным путем?

Выгоднее всего чиновникам, которые получают откатные схемы, взятки. Эти сумки, которые обнаружили в багажнике машины, были предназначены чиновникам, поэтому они были больше всех заинтересованы в том, чтобы к ним домой по вечерам привозили черный нал. А сказать, что для предпринимателей, которых нашли всего трех из тысячи человек, было супервыгодно, просто смешно.

– Власти все равно проводят какие-то рейды, нарушителей регулярно отлавливают. Недавно задержали 900 жителей Вьетнама. Есть ли здесь недоработка наших пограничных служб? Может быть, нужно плотнее закрыть границы?

Вопрос введения визового режима с нашими братскими странами достаточно болезненный. Легче все-таки наводить порядок внутри, нежели закрывать границы. Потому что нашим государствам выгодна дешевая рабочая сила. Ведь мигранты работают за небольшие деньги, и иногда им и вовсе не платят. Но от этого экономическая составляющая только растет. То есть непонятно, с чем мы боремся. Люди приезжают работать на наше благо, строить наши дороги, дома, а мы им говорим – переловим, посадим в тюрьму.

– Но это же выгодно не только нашему государству, но и странам, поставляющим рабочую силу. В виде переводов за границу уходят колоссальные суммы. За прошлый год цифра составила более 16 млрд долларов.

Абсолютно согласен. Первыми на нарушения процессуального законодательства обратили внимание дипломаты Азербайджана. Азербайджан очень заинтересован, потому что вся торговля овощами в огромной России идет нелегально, и основная масса прибыли увозится в мешках, чемоданах в Азербайджан. Это дает прибыли больше, чем вся нефтяная отрасль. Вопрос нужно ставить таким образом: всем это ясно, известно, так давайте наведем порядок у себя дома. Причем тут мигранты? Соответствующее законодательство, надлежащие меры реагирования в отношении тех предпринимателей, которые их привлекают. На этой базе поймали всего трех человек.

– Давайте рассмотрим частный случай. Например, я нанимаю бригаду частных рабочих для ремонта своей квартиры. Есть ли у них регистрация, меня не очень интересует. И вдруг нагрянули сотрудники ФМС. Нелегалов поймали, меня как организатора незаконной миграции, посадят…

Ситуация выглядит по-другому. Вы привлекаете рабочих, у них есть бригадир, с которым вы заключаете соглашение. Вы проверяете документ, из него следует, что бригадир – житель московского региона, с ним все в порядке. То есть он несет ответственность за организацию нелегальных мигрантов.

– Сейчас также хотят ужесточить квоты для мигрантов в России. Поможет ли это хотя бы частично снять напряжение?

Я думаю, это правильно. Нужно привлекать тех, кто нужен, в те сферу, куда не идут россияне – в опасное, грязное, тяжелое производство, или высококвалифицированных специалистов – кандидатов, докторов наук. Это мировая практика, этот велосипед был изобретен еще в 30-е годы. Америка нажила на этом сумасшедшие деньги, потому что туда из России уехала вся интеллектуальная элита.

– Можно ли статью об организации нелегальной миграции использовать в корыстных целях, например, подставить конкурента?

Это вопрос коррупционности правоохранительной системы. Можно ли ее использовать для конкурентной борьбы? Да, конечно. Она этим в основной своей массе и занимается. А какую статью наболтают, зависит от этих сотрудников. То ли они напихают наркотики в карманы, то ли засунут оружие. У меня на практике был случай, когда дело возбудили за ношение оружие. В протоколе было записано, что подозреваемый носил оружие за поясом, а когда попробовали его засунуть – оно не влезло. Спектр того, что можно изобрести – вопрос к коррупционерам.

– После событий в Бирюлево будут ли предприниматели более осторожными и станут ли более тщательно подбирать рабочих?

Самый главный вопрос в том, будут ли сделаны системные выводы. Эти логистические центры нужно выводить из Москвы и строить их в Подмосковье. Доставка фруктов и овощей должна идти малым транспортом. Второй вопрос, тысяча человек работают на предприятии, проконтролировать трех из них практически невозможно. Поэтому качество работы ФМС – это отдельный разговор. Служба работает, бьется, справляется, на мой взгляд, на тройку с плюсом. Есть еще основания для роста.

– Спасибо за интервью!

 

Рубрики
Архивы

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.