Об информационном обеспечении адвокатской деятельности.// Журнал Российского права №7, 2003 г. - 1,5 п.л. - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Об информационном обеспечении адвокатской деятельности.// Журнал Российского права №7, 2003 г. – 1,5 п.л.

Об информационном обеспечении адвокатской деятельности И. Л. Трунов

Вопрос о рекламе адвокатских услуг является сложным и дискуссионным как с точки зрения закона, так и с точки зрения юридической этики.
Российская присяжная адвокатура стояла на позиции недопустимости рекламы адвоката, даже косвенной. Московский Совет присяжных поверенных еще в 1913 году постановил: "Совет нашел, что напечатанное необычно крупными буквами извещение о переезде присяжных поверенных в посад, с указанием адреса, уже по самой форме отпечатания выходит за пределы той формы извещения, которая могла бы быть допустима в известных случаях, и носит явно рекламный характер"1. Один американский адвокат, который выпустил спички с указанием номера своего телефона и надписью: "Если Вам нужна помощь – она у Вас есть", был подвергнут дисциплинарному взысканию. Представляется, что он просто забыл о таком понятии, как "престиж профессии"2.
Мировая практика неоднозначно подходит к решению этого вопроса. Во Франции реклама адвокатских услуг запрещена законом. Кодексы адвокатской этики большинства штатов США содержат положения о неэтичности адвокатской рекламы, законодательный запрет на которую признан Верховным судом США неконституционным. Предусматривается дисциплинарное взыскание за нарушение этических принципов, например, за размещение рекламы адвоката на банках кока-колы, одноразовой посуде и т. д.
Большинство членов российского адвокатского сообщества считают, что реклама для адвоката запрещена, но информация разрешена и, более того, необходима и полезна3.
Данное мнение представляется нам верным с позиции адвокатской этики. Приведем положения ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.: "Информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит: 1) оценочных характеристик адвоката; 2) отзывов других лиц о работе адвоката; 3) сравнений с другими адвокатами и критики адвокатов; 4) заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут; ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды"4.
Экономическое понятие рекламы находится в некотором противоречии с принципами адвокатской деятельности. "Реклама – это средство коммуникации, позволяющее передать сообщение потенциальным покупателям, прямой контакт с которыми не установлен. Прибегающий к рекламе создает имидж марки и формирует капитал известности у конечных потребителей. Реклама – основной инструмент коммуникационной стратегии втягивания. Реклама – основная составляющая маркетингового давления"5.
Российское законодательство не содержит запрета рекламы адвокатских услуг, запрещение относится к категории дисциплинарного корпоративного права. Консультативным Советом коллегий адвокатов Европейского Союза 28 ноября 1998 г. принят Кодекс поведения адвокатов, в котором говорится: "Правила поведения (адвокатов) направлены на то, чтобы через свободное восприятие их адвокатом гарантировать надлежащее выполнение его миссии, признанной насущно необходимой для нормальной жизнедеятельности человеческого общества. Несоблюдение адвокатом этих норм должно, в конечном счете, повлечь дисциплинарные санкции"6.
Адвокат не имеет права заниматься рекламой самого себя или своей организации. Мало того, что реклама в любой форме попросту оскорбляет достоинство профессии, но она ставит юридическую помощь в один ряд с разнообразными бытовыми и деловыми услугами, что уже есть нарушение самих основ адвокатской деятельности7 . Допустимой информацией, не считающейся рекламой, является наличие в информации об адвокате упоминаний ученых званий, научных степеней, почетных званий, государственных наград, профессиональных премий.
Федеральный закон "О рекламе" от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ8 гласит: "Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний" (ст. 2). Правовая формулировка понятия рекламы не дает нам возможности четко понять суть недопустимости рекламы адвокатской деятельности. В Законе "О рекламе" существует более приемлемое понятие информационного обеспечения адвокатских услуг – "социальная реклама", но Закон данное определение связывает с направленностью на достижение благотворительных целей.
Законодательство РФ обязывает адвоката оказывать гражданам Российской Федерации юридическую помощь бесплатно (ст. 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ9). Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает оказание бесплатной юридической помощи и оплату труда адвоката по назначению дознавателя, следователя, прокурора или суда из средств федерального бюджета (ст. 50, 51 УПК РФ), но выполнение этой нормы оставляет желать лучшего. Основной объем юридических услуг среднего адвоката осуществляется на безвозмездной основе (в регионах, где доходы населения чрезвычайно низки, – очень большой, до 90 процентов), но все же признать деятельность адвоката благотворительной нельзя, следовательно, понятие "социальная реклама" не относится к данному виду деятельности.
В условиях конкуренции и рыночных отношений институт адвокатуры, не являясь предпринимательским, не в состоянии оплачивать рыночные цены на размещение информации наряду, например, с банковским, нефтяным и иными разновидностями крупного бизнеса и международных корпораций, как того требует Закон "О рекламе".
В небольших провинциальных городах и поселках данный вопрос стоит не так остро, поскольку адвокатов не так много и их знают практически все. В то же время существуют веские экономические причины роста городов, и человечество быстрыми темпами движется в сторону создания крупных мегаполисов. Россия сегодня становится нацией горожан.
В больших городах информация об адвокатских услугах практически отсутствует. С одной стороны, неясна грань этичности адвокатской рекламы, с другой – как мы уже говорили, адвокатура не в состоянии оплачивать услуги рекламного сектора экономики, поэтому в крупных городах, кроме маленьких табличек юридических консультаций, вы не встретите информационных стендов, световых табло и других разновидностей информационного обеспечения.
"Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства" (ст. 2 Конституции РФ). Государство гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной (ст. 48 Конституции РФ).
Решение проблемы получения гражданами России полной достоверной информации по юридическим вопросам, в особенности с учетом увеличения нормативной базы, усложнения юридической практики и расширения различных форм специализации адвокатской деятельности, – одна из важнейших задач государства и его органов власти. Проще всего было бы разрешить вопрос размещением информационного обеспечения юридической помощи в наиболее специализированных местах государственной правоохранительной системы (правоохранительных органов) и судов.
К числу основополагающих принципов вступившего в действие УПК РФ отнесен принцип состязательности. Российские суды поменяли свой статус и из правоохранительных органов перешли в органы правосудия. Принцип процессуальной активности, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела исключен из Уголовно-процессуального кодекса РФ. Суд исполняет роль независимого арбитра между спорящими сторонами как по гражданским, административным, так и по уголовным делам. Если у лиц, желающих обратиться в суд за защитой нарушенного права или охраняемого законом интереса, возникает необходимость в квалифицированной юридической помощи, судьи рекомендуют обращаться к адвокату. Институт адвокатуры сегодня является главным социально-правовым институтом, гарантирующим право на получение квалифицированной юридической помощи с целью соблюдения прав и свобод человека, провозглашенных Конституцией РФ высшей ценностью государства.
Однако информацию о месте и о времени работы адвокатов в здании судов, за редким исключением,1* найти невозможно. Судья может посоветовать обратиться к знакомому адвокату либо, как заведено, в судах размещается информация адвокатских образований, состоящих из бывших работников данного суда или сотрудничающих с конкретными судьями на иных основаниях. Разместить информацию другим адвокатам и адвокатским образованиям практически невозможно. Принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке Основные положения о роли адвокатов гласят: "Правительства должны гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих на его территории и подчиненных его юрисдикции без разделения"10.
Резолюции и рекомендации Комитета министров Совета Европы по вопросу об обеспечении доступа к эффективному и справедливому правосудию относятся к созданию эффективной системы юридической помощи и юридических консультаций. Право на доступ к правосудию и справедливому разбирательству, гарантированное ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, является одним из основных признаков любого демократического общества, и наличие доступной информации о соответствующей системе юридической помощи и юридической консультации будет способствовать выполнению этой задачи, особенно в отношении лиц, находящихся в экономически неблагоприятном положении. Государству следует принять необходимые меры с тем, чтобы довести порядок действия системы юридической помощи до сведения общественности и заинтересованных кругов (Резолюция № 8 (78) Комитета министров Совета Европы о юридической помощи и консультациях)11 .
В нашей правоохранительной системе и судах, то есть там, где граждане острее всего нуждаются в квалифицированной юридической помощи, не допускается свободная, непредвзятая информация, если адвокат участвует в деле по рекомендации судьи или следователя – он уже морально не свободен.
Практика рекомендации представителями органов дознания или правосудия "своих" адвокатов стала настолько распространена, что на VI съезде Федерального союза адвокатов России были озвучены общепринятые ставки на подобную протекцию: 20 процентов гонорара адвоката12. Вероятно, именно по причине распространенности подобных негативных случаев законодатели Республики Казахстан предусмотрели в ст. 72 УПК, что орган, возбудивший уголовный процесс, не вправе рекомендовать в качестве защитника определенное лицо. К сожалению, УПК РФ аналогичной нормы не содержит.
При условии, что реклама адвокату запрещена, а информацию об адвокатских образованиях разместить в помещениях и на территории правоохранительных органов и судов невозможно, это превращается в существенный фактор завуалированного давления, нарушающего права и свободы граждан и приводящего к декоративной роли адвоката. Если не касаться вопроса коррумпированности, возникает проблема сложившейся ситуации. Может, здесь кроется нежелание свободно размещать информацию обо всех адвокатских образованиях, желающих заявить о себе.
Четыре момента, по нашему мнению, необходимы для решения данной проблемы.

1. Определение недопустимой адвокатской рекламы.
2. Внесение поправок в Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе".
3. Разработка и принятие унифицированных правил на размещение информации об адвокатских образованиях в местах информационного обеспечения граждан в зданиях и помещениях правоохранительной системы и судов.

Дополнение УПК РФ нормой, регламентирующей порядок приглашения адвоката органом, ведущим уголовный процесс.
В связи с этим предлагаем ввести в законодательство следующие понятия и нормы.
Прежде всего требуется дать определение недопустимой адвокатской рекламы. С нашей точки зрения, реклама адвокатских услуг не должна:

а) содержать призывы и какие-либо обещания "выигрыша дела";
б) давать гарантии, необоснованные надежды со ссылками на "исключительные возможности и связи", "дружбу с представителями власти и правоохранительных органов", наличие "влиятельных родственников и знакомых", заверения. Информация должна соответствовать общественным интересами не должна умалять честность, независимость и эффективность адвокатской профессии;
в) содержать такие недостойные методы приобретения дел, как самореклама, погоня за клиентами, "перехват" клиентов у других адвокатов, направление писем, содержащих "торгашескую" рекламу. Адвокат не имеет права принижать достоинство и авторитет своих коллег, других адвокатов. Реклама адвокатских услуг ни при каких обстоятельствах не может быть основана на сравнении одного адвоката с другим, одного адвокатского образования с другим, на предоставлении недобросовестной информации. Критерии данного вопроса нашли свое отражение в решении Европейского Суда по правам человека от 24 февраля 1994 г. (Каса до Кока против Испании), рассматривавшем вопрос возможности рекламирования адвокатских услуг13.

На наш взгляд, следует изложить абз. 1 п. 1 ст. 18 "Социальная реклама" Федерального закона "О рекламе" в следующей редакции: "Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей и предоставление квалифицированной юридической помощи адвокатскими образованиями Российской Федерации".
Необходимо также Судебному департаменту при Верховном Суде РФ издать указание, а Министерству внутренних дел РФ – приказ о предоставлении адвокатским образованиям равных возможностей размещения информации о предоставляемых ими юридических услугах. Разработать унифицированные правила размещения информации в местах информационного обеспечения граждан, в учреждениях правоохранительной системы и судах.
Кроме того, представляется необходимым дополнить ч. 3 ст. 50 УПК РФ словами: "Орган, ведущий уголовный процесс, не вправе рекомендовать пригласить в качестве за-1 щитника определенное лицо. Назначение защитника осуществляется через профессиональную организацию адвокатов или ее структурные подразделения".

_____________________________________________________________________________________
Трунов Игорь Леонидович – председатель коллегии адвокатов "Центральная" Адвокатской палаты г. Москвы, профессор Московской государственной технологической академии, доктор юридических наук.
1 Марков А. Н. Правила адвокатской профессии в России. М., 1913. С. 88.
2 См.: Барщевский М. Ю. Адвокатская этика. М.: Профобразование, 2000. С. 168.
3 См.: Там же.
4 Цит. по: Ануфриев В. М., Гаврилов С. Н. Организация и деятельность адвокатуры в России. М.: Юриспруденция, 2001. С. 270.
5 Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996. С. 511.
6 Цит. по: Ануфриев В. М., Гаврилов С. Н. Указ. соч. С. 270.
7 См.: Воробьев А. В., Поляков А. В., Тихонравов Ю. В. Теория адвокатуры. М., 2002. С. 142.
8 См.: СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864.
9 См.: СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
10 Цит. по: Ануфриев В. М., Гаврилов С. Н. Указ. соч. С. 268.
11 См.: СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163. См. также: Ануфриев В. М., Гаврилов С. Н. Указ. соч. С. 258-313.
12 См.: Адвокат. 2001. № 8. С. 13.
13 См.: Европейский Суд по правам чело-‘ века. Избранные решения: В 2 т. Т. 1. М.: Норма, 2000. С. 832-839.

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.