Проблемы гражданского иска о компенсации морального вреда в современном уголовном судопроизводстве Российский судья, 2001. № 10 - Международная Юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры»
«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма, основана в 2001 году

Проблемы гражданского иска о компенсации морального вреда в современном уголовном судопроизводстве Российский судья, 2001. № 10

Трунов И.Г., заведующий юридической консультации "Центральное адвокатское бюро" Межрегиональной коллегии адвокатов, профессор
Опубликовано: Российский судья, 2001. № 10. С. 24-25.

Осуществляемые в Российской Федерации реформы законодательства, в том числе уголовного, уголовно-процессуального являются одним из важнейших принципов законности, провозглашают обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина, и на сегодняшний день данная проблема стоит особо остро. Ведутся многолетние дебаты, более того, предпринимаются определенные меры, дабы привести уголовно-процессуальное законодательство в соответствие с принципами международных общепризнанных норм права.
Основной закон государства – Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, закрепила за гражданами Российской Федерации признание и гарантии прав человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Статья 2 Конституции РФ гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государств".
Компенсация морального вреда достаточно новый институт в современном российском праве. В советский период развития нашего государства компенсация морального вреда полностью отвергалась, считалось, что перенесенные человеком физические и нравственные страдания не могут быть оценены в денежном выражении. Многие ученые сходились во мнении, что возмещение неимущественного вреда вовсе невозможно.
Лишь с конца 80-х годов стали высказываться предложения о денежной компенсации морального вреда, и, начиная с 1990 года круг законодательных актов начал постепенно увеличиваться, все больше гарантируя гражданам соблюдение их прав и свобод, прежде всего в гражданских правоотношениях.
Вместе с тем права и охраняемые законом интересы личности должны быть не только провозглашены в рамках уголовного судопроизводства, но и быть реальными и неукоснительно соблюдаться. Необходимость компенсации причиненных преступлением физических и нравственных страданий очевидна. Суды, при постановке приговоров уже принимают решения об удовлетворении исковых требований потерпевшего о возмещении морального вреда, однако до настоящего времени уголовно-процессуальное законодательство не имеет каких-либо норм, регулирующих возмещение морального вреда, подлежащего материальной компенсации. Судьи, принимая решения, до сих пор не знают, чем руководствоваться – складывающейся судебной практикой или, основательно устаревшими нормами уголовно-процессуального законодательства.
Уголовно-процессуальное законодательство не содержит норм, регулирующих вопросы компенсации морального вреда в уголовном процессе, в связи с чем, как показало изучение судебной практики, суды принимают совершенно противоречивые решения в отношении компенсации морального вреда, а в большинстве случаев оставляют иски без рассмотрения. ‘ Потерпевшие (гражданские истцы) вынуждены обращаться за разрешением исков в порядке гражданского судопроизводства, что затягивает и усложняет рассмотрение вопросов о компенсации морального вреда, причиненного преступлением.
Таким образом, уголовно-процессуальное регулирование компенсации морального вреда, причиненного противоправным деянием (преступлением), является крайне недостаточным, и для надлежащей защиты прав и законных интересов человека и гражданина представляется целесообразным внести соответствующие изменения в уголовно-процессуальное законодательство РФ либо принять новый Уголовно-процессуальный кодекс, в котором бы институт компенсации морального вреда нашел свое полное законодательное закрепление.
Начиная с 1993 года, суды при постановлении приговоров решают вопрос по предъявляемым потерпевшими гражданским искам о компенсации морального вреда, руководствуясь в большей степени целесообразностью.
До настоящего времени уголовно-процессуальное законодательство не приведено в соответствие с Конституцией РФ и гражданским законодательством, в котором произошли изменения, расширившие перечень видов вреда, подлежащего материальной компенсации.
Однако статьи 29, 54 и др. УПК РСФСР по-прежнему предусматривают возмещение в уголовном процессе лишь материального ущерба, что на сегодняшний день является грубейшим нарушением прав граждан.
Нам видится, что возникла необходимость внесения изменений или дополнений в ныне действующий Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, а именно в ч.1 и 4 ст. 29, ст. 30 ч Л ст. 54, п.7 ч.1 ст. 303, ч.4 ст. 314 УПК РСФСР, закрепив в них право на компенсацию неимущественного, в том числе морального вреда, в уголовном процессе, причиненного потерпевшему в результате противоправных действий (бездействия).
Так, понятие морального вреда в уголовном процессе следует понимать как физические, психические или нравственные страдания, испытываемые гражданами в связи с совершенными в отношении них противоправными деяниями, предусмотренными уголовным законодательством РФ.
Принимая соответствующие меры по обеспечению иска о компенсации морального вреда, правоохранительный орган, в производстве которого находится уголовное дело, может потребовать от потерпевшего, гражданского истца обеспечения возможных убытков для обвиняемого, гражданского ответчика. После вступления в законную силу приговора, согласно которому иск о компенсации морального вреда не был удовлетворен, обвиняемый или гражданский ответчик вправе потребовать от истца возмещения убытков, причиненных ему мерами обеспечения гражданского иска, если таковые были. При постановлении обвинительного приговора суд вправе по своей инициативе, без предъявления иска, решить вопрос о возмещении как имущественного (материального), так и неимущественного (морального) вреда. Кроме того, судьба гражданского иска о компенсации морального вреда должна быть обязательно решена одновременно с решением по уголовному делу.
В связи с изложенной позицией нам видится, что в некоторые нормы УПК РФ необходимо внести изменения и дополнения, а именно:
 часть 1 ст. 29 изложить в следующей редакции: "Лицо, понесшее материальный ущерб, либо моральный вред от преступления, вправе предъявить гражданский иск при производстве по уголовному делу к обвиняемому либо лицам, несущим материальную ответственность за действия обвиняемого. Гражданский иск в уголовном деле освобождается от уплаты государственной пошлины.
Под моральным вредом в уголовном судопроизводстве следует понимать физические, психические или нравственные страдания, испытываемые гражданами в связи с совершенными против них деяниями, преследуемыми уголовным законодательством";
 часть 4 ст. 29 изложить в следующей редакции: "Если гражданский иск остался не предъявленным, суд при постановлении приговора вправе по собственной инициативе разрешить вопрос о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного преступлением".
Целесообразно закрепить за следственными и судебными органами (дознание, следствие, прокуратура, суд) права по обеспечению иска о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, при наличии достаточных данных о причинении такого вреда.
В связи с чем предложить внести соответствующие изменения в ст. 30 УПК РСФСР, изложив ее в следующей редакции: "При наличии достаточных данных о причинении преступлением материального ущерба и морального вреда орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны применить меры обеспечения предъявленного или возможного в будущем гражданского иска.
Допуская обеспечение гражданского иска, орган дознания, следователь, прокурор и суд могут потребовать от гражданского истца предоставление обеспечения возможных для обвиняемого или гражданского ответчика убытков.
Обвиняемый или гражданский ответчик после вступления в законную силу приговора, которым было отказано в гражданском иске, вправе требовать от истца возмещения убытков, причиненных ему мерами по обеспечению гражданского иска.
При производстве по уголовному делу о преступлении, за совершении которого может быть применено наказание в виде конфискации имущества, орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны принять меры обеспечения против сокрытия имущества обвиняемого".
 Представляется необходимым законодательно закрепить положение о том, что гражданским истцом в уголовном процессе признается физическое или юридическое лицо, претерпевшее моральный вред или материальный ущерб от противоправного действия и предъявившее соответствующие требования о возмещении этого вреда.
 Часть 1 ст. 54 изложить в следующей редакции: "Гражданским истцом признается гражданин или юридическое лицо, понесшее материальный ущерб либо моральный вред от преступления и предъявившее требование о его возмещении в соответствии со ст. 29 настоящего Кодекса. О признании гражданина истцом лицо, производящее дознание, следователь, прокурор выносят постановление, а суд – определение".
 Пункт 4 ст. 68 изложить в следующей редакции: "Характер и размер ущерба и (или) вреда, причиненного преступлением".
 Следует внести соответствующие изменения в статьи 303, 314 УПК РСФСР. Пункт 7 части 1 ст. 303 изложить в следующей редакции: "подлежит ли возмещению материальный ущерб и компенсации моральный вред, если гражданский иск не был предъявлен";
 Часть 4 ст. 314 – после слов "возмещение материального ущерба", включить слова "компенсации морального вреда" и далее по тексту.

Оперативная юридическая консультация

Задайте вопрос нашим адвокатам и юристам и получите ответ сегодня. Это бесплатно.